• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24.03.2021
Василий Парфенов
18
5 854

Марсианский вертолет готовится к полету: Perseverance сбросил его защитный кожух и выдвинулся к «аэродрому», где уронит Ingenuity на грунт

4.3

Инженеры NASA на Земле и пара роботов на Марсе готовятся к знаменательному событию — первому управляемому полету в атмосфере другого небесного тела. Ровер Perseverance сбросил защитный кожух дрона-вертолета Ingenuity, прикрепленного к его днищу, и выдвинулся в сторону своеобразного аэродрома. На сравнительно ровной площадке техника выполнит комплекс процедур по сбросу вертолета на грунт.

Марсианский вертолет готовится к полету: Perseverance сбросил его защитный кожух и выдвинулся к «аэродрому», где уронит Ingenuity на грунт
Панорама пространства под ровером Perseverance после того, как защитный кожух Ingenuity был сброшен (лежит внизу, сам вертолет закреплен горизонтально под днищем марсохода). Изображение составлено из нескольких квадратных снимков, сделанных инструментом SHERLOC, который размещен на руке-манипуляторе / ©NASA, JPL-Caltech, MSSS

Согласно официальному пресс-релизу Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), подготовка к первому полету идет полным ходом. Он запланирован на начало апреля — не ранее восьмого числа. Но времени не так много, как кажется: помимо пути до «летного поля», который занял пару дней, сам процесс сброса вертолета продлится почти неделю. А после этого инженерам на Земле предстоит провести серию проверок всех систем Ingenuity.

Во вторник, 23 марта, в официальном Twitter-аккаунте марсохода Perseverance появилось подтверждение сброса защитной крышки вертолета. Запись сопровождалась снимком кожуха сложной формы, сделанного из углеволокна, который лежит на поверхности Марса, под днищем ровера. Серию снимков сделали при помощи камеры SHERLOC, размещенной на манипуляторе робота. Над уже ненужной крышкой виден сложенный и повернутый набок Ingenuity — он все еще находится в транспортной конфигурации.

Марсианский вертолет готовится к полету: Perseverance сбросил его защитный кожух и выдвинулся к «аэродрому», где уронит Ingenuity на грунт
Карта зоны предстоящих полетов относительно места посадки Perseverance. Вертолет Ingenuity будет «высажен» с ровера на «летном поле» в течение пары дней / ©NASA, JPL-Caltech, University of Arizona

Значит, в момент написания этой новости марсоход уже движется в сторону тщательно выбранной площадки на поверхности Красной планеты. Это квадратная область со стороной в десять метров, ровная и свободная от естественных препятствий. Дорога до нее займет пару дней. Затем Perseverance еще раз проверит состояние вертолета у себя «под брюшком», и начнется многоэтапный процесс выгрузки Ingenuity. Он продлится не менее шести солов (марсианских суток), в каждый из которых роботы будут выполнять ряд команд, а потом отправлять на Землю отчет и ждать его анализа инженерами:

  • сначала произойдет разблокировка крепления вертолета к марсоходу путем контролируемого разрушения фиксирующего болта;
  • на следующий сол сработает пиропатрон, удерживающий крепежный рычаг упругим тросом — вертолет откинется от днища ровера примерно на 45 градусов, и первые две его ножки разложатся;
  • далее небольшой электромотор завершит поворот Ingenuity под днищем Perseverance в вертикальное положение, теперь вертолет находится на расстоянии всего 13 сантиметров над грунтом;
  • на пятый сол произойдут раскладывание еще двух опор Ingenuity и финальная проверка его состояния перед отделением от марсохода — теперь их соединяет лишь один болт и два десятка тонких проводков; этот шаг самый волнительный — на нем случится последняя зарядка батарей вертолета от бортовой сети Perseverance, дальше ему придется питаться только от собственной маленькой солнечной панели;
  • в шестой, последний сол операции вертолет сбросят на грунт, а ровер должен сразу отъехать примерно на пять метров назад, чтобы на солнечные батареи Ingenuity впервые после испытаний и сборки на Земле попал свет.
Проверка процедуры отделения вертолета от марсохода в чистой комнате NASA Jet Propulsion Laboratory / ©NASA, JPL-Caltech, YouTube

Каждый из вышеописанных этапов команда миссии будет контролировать благодаря снимкам. Результат, который все ожидают: Ingenuity четырьмя своими тоненькими ножками стоит на марсианской поверхности, четко видимый в объективы навигационных камер Perseverance. После отделения от марсохода у вертолета будет 30 солов на выполнение единственной задачи — полета. Это не означает, что по истечении срока летающий робот отключится: просто на большее время работы демонстратор технологий не рассчитывался. Как известно из опыта, созданная в Jet Propulsion Lab техника нередко превосходит «гарантийный пробег», но уверенности в этом никогда нет.

Первые дни своей «самостоятельной» жизни роботизированные марсианские исследователи проведут, устанавливая друг между другом канал передачи данных и отправляя телеметрию на Землю. Perseverance должен прислать фотографии (и, возможно, видео) вертолета со всех сторон, а также передать полученные от него результаты самостоятельной проверки всех систем. Как только инженеры убедятся, что все в порядке, Ingenuity получит команду раскрутить свои винты — пока не на полную скорость, чтобы не взлететь.

Учитывая вышеописанные процедуры «высадки» первого внеземного вертолета, можно смело предположить, что все последующие операции тоже займут немало времени. Ранее 8 апреля ждать полета не стоит, да и эта дата может быть не окончательной.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 12:32
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.

Вчера, 11:27
Александр Березин

На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.

8 часов назад
Дарья Губина

Ученые проанализировали содержание тяжелых элементов в современных звездах и нашли новые закономерности, которые пока можно объяснить лишь распадом еще более тяжелых элементов. Из этого следует, что древние звезды синтезировали необычайно тяжелые элементы — намного тяжелее, чем любые, обнаруженные в земной природе.

Позавчера, 12:32
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.

5 декабря
Дарья Губина

Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.

4 декабря
Ольга Иванова

С возрастом здоровье человека, как известно, ухудшается, что в конце концов может привести к смерти. Международная команда ученых пришла к выводу, что нечто похожее может происходить с обществом, даже с целыми обществами. Исследователи определили наиболее «опасный» возраст государства, когда оно рискует исчезнуть с карты мира.

15 ноября
Александр Березин

Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.

1 декабря
Александр Березин

Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.

10 ноября
Михаил Орлов

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.

[miniorange_social_login]

Комментарии

18 Комментариев

Серг Смит
25.03.2021
-
0
+
Ничо, мы скоро тош полетим. Туда. Или дальше...
Asmite Qielee
24.03.2021
-
0
+
Почему используется такая деталь как пиропатроны? Неужели надёжнее электромеханического крепежа?
    Asmite Qielee
    24.03.2021
    -
    0
    +
    Кстати при сбросе на поверхность Марса он может подпрыгнуть гораздо выше, аккурат солнечной панелью в днище марсохода
    +
      ещё комментарии
    Roman Markin
    24.03.2021
    -
    0
    +
    У меня возник тот же вопрос.
    +
      ещё комментарии
      Asmite Qielee
      24.03.2021
      -
      0
      +
      Там по идее вместо этой многоступенчатой схемы отделения хватило бы одного манипулятора. И поскольку манипуляторы на марсоходе есть, можно было бы совместить полезное с приятным
        Asmite Qielee
        24.03.2021
        -
        0
        +
        Возможно весь секрет в непреодолимой любви амероканцев к машинам Голдберга)
        В этой фразе столько надменности, непонимания всех сложностей и технической безграмотности, что я вообще жалею о написании статьи. Там полторы тысячи знаков потрачены на подробное объяснение, как и почему именно так будет происходить процесс. Каждый шаг необходимо контролировать и перепроверять несколько раз, корректировать действия если вдруг что пошло не по плану. Как это можно сделать манипулятором и каким вообще? Роботизированная рука Perseverance -- это "голова" с пачкой спектрометров, буром и устройством забора образцов, на трех шарнирах, а не клешня, как в автомате "попробуй вытащить игрушку за 50 рублей". И даже если бы она имела захваты, каким образом вообще можно без прямого управления гарантированно и безопасно оторвать от брюха вертолет весом 1,8 килограмма, разложить и поставить на грунт?
          О написании статьи не жалейте. Испытываю то же иногда. Но это неверное чувство. Пишите, Василий, пишите. Читатели найдутся. Ну, а разница мнений - пусть будет, она не оскорбительна. Сэ ля ви.
          Asmite Qielee
          24.03.2021
          -
          0
          +
          Всё очень просто, не нужно волноваться так. Манипулятор выполнил бы запрограммированные заранее действия по установке дрона на грунт, без проверок и перепроверок по месяцу. Вы слишком цепляететесь за прошлое, это верный путь в никуда при освоении новых пространств. Как-то так. Маск рискует и пьёт шампанское. Наса месяцами опускает дрон на Марс и глотает пыль за победителем.
            Asmite Qielee
            24.03.2021
            -
            0
            +
            Ну и вопрос к размышлению, зачем лепить снизу то, что предназначено взлететь? Я понимаю, что инженеры там гении, однако дрон можно было разместить н а марсоходе, минуя все эти ненужные никому схемы отделения с пиропатронами. Особенно поразили дырки в днище марсохода, куда входят ноги дрона при этой схеме его раскладывания. Это верх инженерной мысли, с этим и спорить бесполезно
              -
              0
              +
              Если дрон не взлетит, он так и останется на крыше мертвым грузом, мешая другим приборам. Или того хуже навернется сверху. Такая мысль вам в голову не приходила? А ведь именно способность летать в разряженной атмосфере собираются проверить инженеры НАСА. Пыль поднятая винтом при старте прямо с марсохода может замусорить оптику, да и остальным механизмам не пойдет на пользу. Поэтому его осторожненько высаживают на грунт и отъезжают подальше. Но вы все же попробуйте к ним консультантом, а то их марсоходы что-то слишком редко ломаются. Ездят и ездят сверх срока.
    Я не уверен, что это прям пиропатрон, но по-другому перевести не придумал как: >cable-cutting pyrotechnic device А вопрос "почему именно так" имеет смысл адресовать в JPL, я без понятия. Видимо посчитали, что так проще, легче и надежнее
    +
      ещё комментарии
      Василий, вы правильно перевели. Есть целый класс таких патронов, кэйбл-каттинг. В русском переводе это все пиропатроны. Аналогичные пиропатроны для перерезания стропы разрифовки на транспортных парашютных системах тоже так называются.
На 12 апреля, день космонавтики. Спасибо, Василий, интересный материал.

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: