8 апреля
8 632

Первая полностью коммерческая миссия стартовала к МКС

6.7

Ракета Falcon 9 c первой в истории частной миссией (правда, в команду входит один бывший астронавт NASA) стартовала к Международной космической станции с космодрома на мысе Канаверал во Флориде.

Старт миссии Ax-1
Старт миссии Ax-1 с космодрома во Флориде / © Reuters

Ракета-носитель тяжелого класса Falcon 9 с кораблем Crew Dragon и первой в истории полностью частной миссией к Международной космической станции стартовала с американского космодрома Центра имени Джона Фицджеральда Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде в 11:17 по североамериканскому восточному времени (19:17 по Москве). На борту — четыре космических туриста, в том числе бывший астронавт NASA Майкл Лопес-Алегрия: эту команду выбрал хьюстонский стартап Axiom Space Inc.

Примерно через девять минут после старта разгонная ступень доставила капсулу с экипажем на ее предварительную орбиту. Многоразовая нижняя ступень Falcon 9 отделилась и отправилась обратно на Землю. Она успешно приземлилась на плавучую платформу в Атлантическом океане. Ведущий трансляции описал весь процесс как «абсолютно идеальную картинку».

Запись трансляции доступна на ютьюб-канале SpaceX, которая руководила полетом из штаб-квартиры недалеко от Лос-Анджелеса (этот запуск стал шестым пилотируемым полетом для компании почти за два года). Вообще, миссия представляет собой сотрудничество между детищем Илона Маска, Axiom и Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США.

Члены миссии Ax-1 / © SpaceX

Согласно плану, путь к МКС займет более 20 часов, стыковка должна произойти завтра, около 07:45 по восточному времени. Команда проведет на орбите восемь дней и будет проводить десятки научных и биомедицинских исследований (у каждого свои задачи) вместе с членами действующей экспедиции станции — тремя американскими и одним немецким астронавтами, а также тремя российскими космонавтами.

Помимо 63-летнего уроженца Испании Лопеса-Алегрии (командир корабля и вице-президент Axiom), в экипаж, находящийся на пути к МКС, входят: пилот Ларри Коннор (ему больше 70 лет), предприниматель в сфере недвижимости и технологий из штата Огайо, и два специалиста полета: 64-летний израильский бизнесмен, филантроп, общественный деятель, инвестор и военный летчик Эйтан Стиббе и 52-летний бизнесмен Марк Пати из Канады.

Слева направо: Ларри Коннор, Марк Пати, Эйтан Стиббе и Майкл Лопес-Алегрия / © SpaceX

Несмотря на то что на Международную космическую станцию не впервые прибывают гражданские (туристы летают туда с 2001 года), нынешняя миссия Ax-1 — первая полностью коммерческая. Axiom отдельно подчеркивала, что этот полет выходит далеко за рамки космического туризма, ведь вся команда проходила серьезную подготовку для астронавтов как в NASA, так и в SpaceX.

Согласно контракту с компанией Маска, в течение следующих двух лет состоятся еще три частных полета к МКС.

Экипаж миссии Ax-1 во время одной из тренировок / © Axiom Space

Axiom отказывается называть точную стоимость миссии, но, согласно заявлению от 2018 года, тогда место на корабле стоило 55 миллионов долларов. Как отмечали при этом в NASA, одно лишь питание члена миссии обходится в две тысячи долларов ежедневно. Поддержка миссии со стороны астронавтов стоит для коммерческих клиентов еще 5,2 миллиона долларов, а все обеспечение и планирование полета от NASA — 4,8 миллиона долларов.

Но, поскольку это не космический корабль NASA, участие государственного агентства в запуске и путешествии к станции минимально. Пока Crew Dragon не прибудет к МКС, за все отвечают SpaceX и Axiom.