09.04.2022
6 963

Астрономы нашли самый далекий космический мегамазер

5.2

Пара сливающихся галактик создает излучение, свет от которого проходит до нас миллиарды световых лет.

©IDIA, LADUMA, STSCI, SKAO, Molview

Сверхмощный космический мазер обнаружили ученые с помощью южноафриканского радиотелескопа MeerKAT. Источник оказался самым далеким из известных сегодня мегамазеров, он расположен на расстоянии около пяти миллиардов световых лет и получил название Нкалакатха (Nkalakatha), что можно перевести с зулусского как «большой босс». О находке рассказывается в статье, принятой к публикации в The Astrophysical Journal Letters и уже доступной в библиотеке препринтов arXiv.

Некоторые астрономические объекты – обычно молекулярные облака – могут «накачиваться» энергией и испускать ее в виде вынужденного излучения. Сходным образом работают некоторые типы лазеров, а поскольку излучение этих космических источников приходится на микроволновую область спектра, они называются мазерами. Светимость некоторых из них на порядки превышает светимость Солнца – например, мегамазеры в тысячи раз ярче.

Находка была сделана телескопом MeerKAT, в ходе обзора LADUMA, целью которого выступают молекулярные облака ранней и далекой Вселенной. Излучение Нкалакатха оказалось весьма характерно, указывая на то, что источником его служит облако межзвездного гидроксила (ОН), расположенное в галактике, которая переживает слияние с другой галактикой. «Когда галактики сливаются, содержащийся в них газ становится экстремально плотным и может испускать концентрированные пучки излучения», – говорит один Марчин Гловацки (Marcin Glowacki), один из авторов находки.

Мегамазер находится в галактике WISEA J033046.26−275518.3, которая ярко видна в инфракрасном диапазоне и демонстрирует длинный «хвост» радиоизлучения, связанный, видимо, с веществом, которое перетягивает от галактики сближающаяся с ней соседка. По словам ученых, это самый далекий гидрокисловый мегамазер из известных на сегодняшний день. Для MeerKAT это первая подобная находка, однако ученые уверены, что вскоре он обнаружит и другие мегамазеры в далеком космосе.