Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
17.12.2020
4 435

Китайский зонд с образцами лунного грунта вернулся на Землю

6.4

Одна из сложнейших в истории и эпохальная для китайской космонавтики лунная миссия благополучно завершена: собрав образцы грунта, Chang’e-5 совершил посадку во Внутренней Монголии.

©Wang Jiangbo, China Daily

Миссия Chang’e-5 стартовала около трех недель назад. Добравшись до лунной орбиты, зонд отправил вниз посадочный модуль, который совершил мягкую посадку на лаву Океана Бурь. Он провел бурение и забор образцов с глубины до двух метров, загрузил их в герметичную капсулу и запустил взлетный модуль, который автоматически сблизился и состыковался с орбитальным, перегрузив на него образцы.

Наконец, орбитальный зонд отправился в обратный полет и при сближении с Землей отделил возвращаемый модуль. 17 декабря, в два часа утра по пекинскому времени (21:00 16 декабря по Москве), он совершил посадку в районе Внутренняя Монголия на севере Китая. Миссия Chang’e-5 официально успешно завершена. Об этом говорится в сообщении, распространенном Китайским национальным космическим агентством (CNSA).

©Batbayar, China Daily

Китайские СМИ уточняют, что возвращаемый модуль вошел в атмосферу на скорости около 11,2 километра в секунду, провел несколько этапов торможения, после чего раскрыл парашюты для совершения мягкой посадки. Вскоре его обнаружили поисковики: они убедились, что герметичная капсула, содержащая около двух килограммов лунного грунта, осталась целой. Впрочем, точное количество и качество образцов предстоит оценить в «чистой» лаборатории, где капсулу и вскроют.

Это первые подобные образцы, доставленные на Землю с 1976 года. Зонд собрал их в регионе, удаленном от мест большинства прошлых посадок, близ вулканического пика Рюмкера. Ученые рассчитывают получить образцы сравнительно малого возраста (один-два миллиарда лет) и лучше разобраться в истории лунного вулканизма. Пока она хранит немало загадок — например, о том, отчего такая активность на спутнике продолжалась дольше, чем предсказывают модели остывания недр Луны.