30.01.2023
3 669

Микроскопический робот летает с помощью ветра и управляется светом

4.7

Миниатюрный и крошечный робот, напоминающий семя одуванчика, может переноситься ветром и опылять растения. А за счет использования «умного» полимера его полетом можно управлять, подсвечивая лазерным лучом.

©Jianfeng Yang, Tampere University / Автор: Ольга Кузьмина

В последние годы были созданы «умные» полимеры — макромолекулы, которые способны менять свою конфигурацию под действием тех или иных внешних стимулов, например температуры, излучения, электромагнитных полей. Подобные соединения считаются особенно перспективными для создания миниатюрных гибких сенсоров и целых роботизированных систем.

Инженеры уже продемонстрировали таких роботов, способных «ходить», прыгать и плавать. А недавно разработчики из финского Университета Тампере получили крошечное полимерное устройство, напоминающее легкие семена одуванчика. Как и они, робот может летать, используя силу ветра, но при этом его поведением можно управлять с помощью света. Статья Хао Цзэна (Hao Zeng) и его коллег опубликована в журнале Advanced Science.

©Jianfeng Yang, Tampere University

Робот FAIRY («фея») создан на основе высокопористого материала, весит всего 1,2 миллиграмма и легко переносится ветром даже на большие расстояния. При этом детали системы соединены с помощью умного полимера, жидкокристаллического актюатора, управляемого светом. Освещая его лазерным лучом или просто светодиодом, можно менять форму полимерной структуры, «командуя» FAIRY на взлет, посадку или меняя скорость его движения в воздухе. Пока для этого требуется темнота, хотя авторы уже работают над более чувствительной версией системы, управлять которой можно и при солнечном свете.

Ученые считают, что в будущем мириады таких устройств найдут применение в сельском хозяйстве. Биологи с большой тревогой следят за постоянным сокращением численности, разнообразия и срока жизни насекомых, которые служат опылителями растений. Уже сегодня опыление некоторых важных культур приходится проводить вручную. Это и стимулирует разработку роботизированных систем, которые могли бы взять на себя такую задачу.