Созданы микророботы, удаляющие радиоактивные отходы — Naked Science
Никита Шевцов

Созданы микророботы, удаляющие радиоактивные отходы

Ученые разработали крошечные структуры, которые способны удалять уран из сточных вод атомных электростанций и заводов по производству радиоактивных изотопов.

Новые микророботы удалят радиоактивное загрязнение

Ядерная энергетика — на сегодня один из наиболее эффективных способов получения электроэнергии. С каждым годом количество атомных электростанций растет, постепенно заменяя угольные ТЭЦ. Однако и у этой технологии хватает проблем. Одна из них — радиоактивные отходы.

После деления ядер урана, в результате которого выделяется большое количество энергии, образуется смесь изотопов других элементов. Она прессуется и складируется, но со временем радиоактивные элементы могут попасть в воду, а в случае аварии загрязнение способно распространиться на многие километры.

Теперь ученые разработали материалы для захвата, отделения, удаления и извлечения радиоактивного урана из воды. Одним из наиболее перспективных современных подходов для создания таких структур стало использование металлоорганических каркасов (МОК) — соединений, способных удерживать различные атомы и вещества, в том числе радиоактивный уран, внутри своих пор.

В новом исследовании ученые решили добавить «микродвигатель» к МОК под названием ZIF-8. По предварительным расчетам, такая модификация должна была позволить молекуле улавливать радиоактивные загрязнения и удерживать их внутри себя. Чтобы сделать свои самоходные микророботы, исследователи разработали стержни ZIF-8, которые по диаметру в 15 раз меньше человеческого волоса.

Ученые добавили в структуру атомы железа и наночастицы оксида железа, чтобы, соответственно, стабилизировать ее и сделать магнитной. Каталитические наночастицы платины, размещенные на одном конце каждого стержня, превращали перекись водорода в воду. В результате этого процесса выделяются пузырьки кислорода, которые приводят в движение «микророботов» и заставляют их двигаться по течению. Благодаря такому механизму наноструктуры стали способны за секунду преодолевать расстояние, в 60 раз большее их собственной длины.

В имитируемых радиоактивных сточных водах микророботы за один час удалили 96% урана. Затем ученые собрали наночастицы с помощью магнита и выделили из них чистый уран. Такие наноструктуры, по словам специалистов, могли бы когда-нибудь помочь в устранении и переработке радиоактивных отходов.

Диеты, которые включают в себя голодание, как показал эксперимент ученых из Великобритании, способны навредить будущим поколениям. Это подтвердили на классическом модельном организме — червях, — но специалисты говорят, что данные возможно экстраполировать в будущем и на людей.

В условиях аукциона на первое место в суборбитальной капсуле Blue Origin нашли интересные подробности о требованиях к будущим астронавтам. Ради трех минут в невесомости космические туристы, например, должны быть способны пробежать семь лестничных пролетов менее чем за полторы минуты и просидеть полтора часа пристегнутыми к креслу и без возможности сходить в туалет.

Российские химики получили наноконтейнеры для лекарств из металлоорганического материала на основе циркония и терефталевой кислоты. Они могут долго удерживать препарат благодаря оптимальному размеру и пористости, а также нетоксичны. Свою разработку исследователи успешно протестировали на культуре клеток с применением лейцина — аминокислоты, которая не синтезируется в клетках животных и должна поступать извне.