Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
1 ноября
2 940

Ученые нашли растительное средство от радиоактивного загрязнения почвы

4.5

В тропических и субтропических областях по всему миру растет сезувиум портулаковидный — ничем не примечательное растение с мелкими мясистыми листьями. Однако теперь ученые обнаружили, что он способен решить одну из главных экологических проблем — очистить почвы вокруг атомных электростанций от радиоактивного цезия.

Заросли сезувиума, который еще называют морским портулаком / © ru.wikipedia.org

Сезувиум портулаковидный (Sesuvium portulacastrum) — многолетнее ползучее растение, способное произрастать на сухих, изобилующих солью морских побережьях. Особого практического значения для человека он не имел — по крайней мере, до недавних пор.

Теперь же ученые выяснили, что это не особо примечательное растение — «гипераккумулятор» цезия, способный поглощать этот металл из почвы и накапливать его в стебле и листьях. Сезувиум пополнил список растений, которые можно использовать для фиторемедиации почв, загрязненных цезием-137 — опаснейшим изотопом цезия, способным вызвать у человека бесплодие и рак.

Чтобы выяснить, насколько сезувиум эффективен в очистке загрязненных почв, ученые под руководством Ганеша Никале (Ganesh Nikalje) из Мумбайского университета (Индия) подвергли молодые растения воздействию хлорида цезия в различных концентрациях. Оказалось, сезувиум отлично себя чувствует даже при обработке раствором, содержащим 25 миллиграммов цезия на литр воды, активно накапливает его в своих листьях и стеблях и массово вырабатывает антиоксидантные ферменты.

Теперь, возможно, это растение будут массово выращивать в местах, загрязненных радиоактивным цезием, в частности вокруг атомных электростанций. Такой способ очистки, одновременно простой и экономически выгодный, позволит не только сократить площадь радиоактивного загрязнения, но и впоследствии, собрав зеленую массу сезувиума, извлечь из нее накопленный цезий.

Пистия телорезовидная — еще одно растение, способное накапливать в своем теле различные металлы и даже продукты нефтепереработки / © irb.basnet.by

В дальнейшем исследователи планируют изучить точный молекулярный механизм устойчивости сезувиума к высоким концентрациям цезия в почве и провести полевые испытания для проверки его эффективности.

Исследование опубликовано в журнале Advances in Agriculture.