Какие профессии востребованы сегодня?
13 июня
Михаил Орлов
6 780

Заразительная зевота нужна для поддержания бдительности

4.9

Зевание — очень древняя рефлекторная реакция, которая наблюдается у самых разных позвоночных. В новой статье эволюционный биолог из США проанализировал множество данных и сделал вывод, что зевание нужно, чтобы живущие в группе животные не теряли бдительность.

И сиба-ину тоже зевают / © marustagram via DeviantArt

Зевают все — не только люди, но и множество самых различных позвоночных, от рептилий и птиц до человека. Впрочем, в новой статье возникновение зевоты вовсе связывают с появлением первых челюстных — в этом случае зевать умеют даже рыбы. Стало быть, простой рефлекторный акт имеет глубокие эволюционные корни и какое-то определенное значение. Недаром еще Чарльз Дарвин заинтересовался этим феноменом, размышляя над своим эволюционным учением.

Зевота представляет собой стереотипное поведение, то есть однообразно повторяется из раза в раз и очень похожа у разных особей. Как правило, универсальны и длительность зевков, и интервал между ними, и некоторое их разнообразие. Благодаря этому ученые даже выделили три фазы зевка: непроизвольный и сильный вдох; резкое сокращение мышц с наклоном головы и прищуриванием; наконец, пассивное расслабление.

Физиологическое значение спонтанного зевания в целом понятно: оно улучшает мозговое кровообращение и способствует охлаждению мозга. Однако связанные с зевотой социальные взаимодействия изучать куда сложнее. Дело в том, что у социальных животных (живущих в группе и постоянно взаимодействующих между собой) зевота может быть очень заразительна.

В этом случае вид зевающего соплеменника вызывает непреодолимое желание зевнуть или какую-то другую реакцию у наблюдателя. Биологи считают, что в этом участвуют зеркальные нейроны. Очевидно, все эти сложности с зевотой возникли неспроста и созданы эволюцией для того, чтобы как-то регулировать взаимодействия внутри группы.

Чтобы разобраться с этим вопросом, эволюционный биолог из Политехнического института Университета штата Нью-Йорк (США) Эндрю Гэллап (Andrew Gallup) в статье в журнале Animal Behaviour проанализировал многочисленные публикации и попытался свести их воедино, выделив наиболее важные социальные аспекты зевоты.

Ученый обратил внимание на самые различные труды по биологии поведения, психологии и нейронаукам. Рассмотрев множество объясняющих зевание гипотез и занимательных примеров — от страусов до дельфинов, — доктор Гэллап остановился на том, что зевота поддерживает настороженность и в целом активность в группе особей. Таким образом, простой рефлекс позволяет синхронизировать и/или координировать их взаимодействия.

Ученый отмечает важность физиологических изменений (кровообращения мозга и его охлаждение), а также то, что зевота ассоциирована с переключением активности — то есть сменой рода деятельности (state change), переходом в другое окружение и так далее. В этом случае зевок одного животного сообщает о его расслабленном состоянии другим и приводит их в слегка настороженное (более внимательное и активное) состояние. В итоге группа как целое поддерживает бдительность и успешнее защищается от опасностей.

В этом ключе автор объясняет и заразительность зевания одного животного для представителей других видов.