30.09.2020
5 236

Выявлен белок, который запускает серьезную регенерацию кожи

5.1

Исследование проведено на мышах. Тем не менее оно может оказаться довольно многообещающим, поскольку выявленный белок заставляет взрослую кожу регенерировать подобно тому, как это происходит в период внутриутробного развития. Это может иметь значение для лечения рубцов и терапии старения кожи.

Выявлен белок, который запускает серьезную регенерацию кожи / ©www.nopainhanna.com

Работа исследователей из Вашингтонского университета (США) вышла в журнале eLife. Известно, что у млекопитающих нет таких регенерирующих способностей, как, например, у саламандр, которые могут отращивать утерянные органы и регенерировать свою кожу. Открытие американских генетиков допускает, что когда-нибудь такая способность может стать доступной и для человека. Чтобы выяснить ее секрет, авторы работы обратили внимание на процессы, происходящие на ранних стадиях развития млекопитающих.

На такую идею специалистов натолкнули исследования доктора Майкла Лонгакера из Стэнфордского университета. После проведения экстренной операции плодам в утробе матери доктор и его коллеги обратили внимание на то, что рожденные дети не имели послеоперационных рубцов. Ученым удалось определить фактор, который действует как молекулярный переключатель в коже мышей. Он же контролирует формирование волосяных фолликулов в течение первой недели жизни.

Изображение регенерирующей кожной раны с волосяными фолликулами, от которых могут появиться мурашки по коже. Зеленые линии – это мышцы, прикрепленные к отдельным регенерирующим волоскам / ©medicalxpress.com

Генетический фактор транскрипции Lef1 выключается после образования кожи и остается в таком состоянии в тканях взрослой особи. Когда ученые снова активировали его — кожа мышей смогла заживлять раны без образования на них рубцов. При этом на коже снова рос мех и даже «бегали мурашки» при соответствующем раздражении. Это, как известно, нехарактерно для рубцовой ткани.

«Мы смогли использовать способность неонатальной кожи к регенерации, передав ее взрослой коже. И в принципе показали, что «возрождение» возможно», — заявил доцент Школы молекулярных биологических наук Вашингтонского университета Ивон Дрискелл. Исследование проводили на мышах, но ученые указывают, что кожа человека и мыши сходна по общей структурной сложности.

Так, белок Lef1 есть и у человека. Однако, по словам авторов исследования, чтобы применить открытие к коже человека — предстоит проделать большую работу. Тем не менее они считают, что сделали фундаментальный прорыв, и намерены продолжать изучение этой области.