Какие профессии востребованы сегодня?
25 мая
Анна Новиковская

Ученые обнаружили, что в яде змей и пауков живут бактерии

4.5

До сих пор исследователи полагали, что в змеином и паучьем яде микроорганизмы не живут из-за содержащихся в них антимикробных веществ. Теперь же выяснилось, что это не так: устойчивые к яду бактерии смогли заселить даже столь негостеприимную среду.

Считалось, что змеиный яд стерилен, а любые бактерии могут попасть в него только извне / © nature.com

Бактерии — выносливые создания, способные выживать практически где угодно: от засушливых пустынь и кислотных озер до глубин Мирового океана и земной коры. Тем не менее некоторые среды ранее считались свободными от этих микроорганизмов — в частности, секрет ядовитых желез змей и пауков, содержащий антимикробные вещества, препятствующие размножению бактерий.

Теперь мы знаем: это не так. Точно так же, как бактерии приобретают устойчивость к различным лекарствам, отдельные их штаммы исхитряются выживать в концентрированном яде. Стало ясно, что если человека укусит змея или паук, ему может требоваться лечение не только от яда, но и от попавших в кровь бактерий.

До трех четвертей людей, укушенных змеями, заболевают инфекционными заболеваниями, которые обычно связывают с вторичным заражением через образовавшуюся ранку. При этом, что любопытно, после укусов неядовитых змей люди болели меньше, хотя, казалось бы, антисептические свойства яда должны привести к противоположному результату. Но, как выяснилось, это не вторичное заражение, а следствие присутствия бактерий в самом яде.

Для исследования международный коллектив ученых изучил состав яда пяти змей, в том числе крайне ядовитого австралийского тайпана (Oxyuranus scutellatus) и плюющейся черношеей кобры (Naja nigricollis), способной плеваться ядом на расстояние до трех метров, и двух пауков. Бактериальную ДНК обнаружили в яде всех изученных видов, причем у одной змеи — черношеей кобры — состав бактерий в яде и на клыках был различным, то есть микроорганизмы попали в яд явно не во время укуса.

Мозамбикская кобра, ближайшая родственница черношеей, плюется ядом в любого потенциального врага, подошедшего вплотную

Одна из бактерий, выявленных в змеином яде, была определена вплоть до вида: это оказалась Enterococcus faecalis — вполне обычная кишечная бактерия, мутировавшая, чтобы выжить внутри змеиного яда. Всего ученые выделили два разных штамма, то есть адаптация к жизни в змеином яде произошла как минимум дважды — в двух независимых генетических линиях микроорганизмов.

Enterococcus faecium является частью нашей нормальной кишечной микрофлоры, а некоторые ее штаммы даже используются в качестве пробиотика. В то же время эта бактерия является одним из самых вирулентных энтерококков и может вызвать (например, в случае ослабления иммунитета) ряд заболеваний, в числе которых эндокардит и менингит. Тот факт, что Enterococcus faecium сумела приспособиться к выживанию в змеином яде, заставляет нас внимательнее отнестись к лечению от укусов ядовитых животных, ведь теперь бороться нужно не только с самим ядом, но и с опасными «пассажирами», которых он сможет доставить в организм человека.

Результаты исследования опубликованы в журнале Microbiology Spectrum.