01.10.2020
2 826

В мозге приматов обнаружили особый тип нейронов

4.8

Открытие сделали ученые из США при изучении различий в мозге хорьков, мышей, мартышкообразных приматов и людей. Команда обнаружила в мозге приматов новый тип интернейронов и может пролить свет на то, в чем заключается секрет высоких когнитивных способностей приматов.

Новый тип интернейрона в мозге мартышки (выделено зеленым) / ©medicalxpress.com

Работа опубликована в журнале Nature. Для изучения таких сложных психоневрологических заболеваний, как шизофрения и аутизм, ученые традиционно полагаются на изучение мозга мышей и мартышкообразных приматов.

Этим же занималась группа исследователей из Массачусетского технологического института и Гарвардского университета (США), изучая образцы тканей мозга вышеназванных видов, а также хорьков и людей. Указанные виды используются в связи с тем, что и грызуны, и приматы произошли от общего предка порядка 90 миллионов лет назад, поэтому с их помощью можно наглядно увидеть ключевые различия между приматами и другими животными.

На этот раз ученых интересовал особый тип нейронов, называемых интернейронами — или вставочными нейронами. Исследователи определили основные различия в интернейронах изучаемых видов. Так, у одних клетки мозга меняют свои пропорции в разных участках мозга и программы для связи с другими нейронами, а такие могут мигрировать из одной части мозга в другую. Но главное различие заключалось в том, что у приматов (мартышкообразных и людей) обнаружился новый тип интернейронов, которого нет у других изучаемых животных.

Он находится в так называемом полосатом теле мозга, которое связано с болезнью Гентингтона и, возможно, шизофренией. Также этот участок мозга ассоциируют с процессами познания, вознаграждения и координации движений. Обнаруженный тип нейронов составлял треть всех вставочных нейронов в полосатом теле. Ничего подобного нет ни у мышей, ни у хорьков.

Таким образом, ученые полагают, что включили еще один «пазл» в сложную картину, посвященную высоким когнитивным способностям приматов по сравнению с другими животными. Кроме того, лучшее понимание устройства мозга приматов должно предоставить исследователям новые инструменты для изучения различных психоневрологических заболеваний. Ученые намерены продолжить свою работу, чтобы определить конкретные функции каждого типа интернейронов.