Ученые объяснили, почему мы не падаем, когда спотыкаемся — Naked Science
Мария Кривоченко

Ученые объяснили, почему мы не падаем, когда спотыкаемся

2.6

Команда предположила, что икроножные мышцы и мышцы стоп помогают человеку удерживать равновесие, если он споткнулся или поскользнулся. А падения связаны с тем, что мышцы подают в мозг неверные сигналы.

Кадр из фильма «Начало»

Стоит пропустить ступеньку при спуске по лестнице, и вы начинаете падать. Но ноги в это время пытаются восстановить равновесие. Ученые до сих пор точно не знают, как это происходит. Однако команда исследователей из Австралии выяснила, что за это отвечают икроножные мышцы и мышцы стопы. Подробности работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Ученые провели эксперимент. Они отобрали 10 взрослых и здоровых людей и пытались заставить их упасть. Респонденты должны были прыгать на платформу, измеряющую силу прыжка. В определенный момент времени, без предупреждения, платформу убирали. Кроме того, на добровольцев надевали электромиографические и звуковые датчики. С их помощью отслеживали мышечную активность в те моменты, когда участники пытались сохранить равновесие.

Результаты показали, что угроза неожиданного падения автоматически увеличивает время между началом мышечной активности и моментом, когда она максимально укорачивается. Это позволяет мышцам стопы более эффективно поглощать и рассеивать энергию, позволяя людям восстанавливаться после падения. Также оказалось, что во время падения и икроножные мышцы, и мышцы стопы сокращаются одновременно, в то время как при ходьбе они делают это по очереди.

Авторы работы добавили, что в тех случаях, когда мы не можем удержать равновесие и падаем, скорее всего, используется другая стратегия. Она может быть основана на сигналах, идущих от мышц ног к мозгу, а затем обратно — к мышцам ног. На это может потребоваться больше времени, чем на преодоление расстояния до нового места приземления.

«Способность оставаться на ногах — довольно интересное проявление человеческой локомоции. Но мы не до конца понимаем, как это работает», — рассказал Тейлор Дик, автор работы. Теперь ученые смогли показать, что за это отвечают мышцы стоп и икр. Команда надеется, что их исследование поможет в разработке протезов и экзоскелетов, которые позволят людям перемещаться по лестницам и пересеченной местности.

Разработку систем обеспечения водой для комплекса на поверхности Луны и межпланетной космической станции могут начать в 2022 году.

Ученые ЮФУ разрабатывают новые наноразмерные контейнеры для хранения, адресной доставки и контролируемой дозировки препаратов. И это крайне актуальная задача, как в лечении раковых опухолей, так и в период борьбы с пандемией Covid-19.

Американские ученые выяснили: если вы периодически шлепаете своего ребенка, это может сказаться на развитии его мозга примерно так же, как если бы его подвергали серьезным физическим наказаниям.