Ученые: толстая кожа на подошве так же чувствительна, как и тонкая — Naked Science

Ученые: толстая кожа на подошве так же чувствительна, как и тонкая

Грубая мозолистая кожа подошвы защищает ее при ходьбе, но при этом не снижает тактильной чувствительности.

foot0

С возрастом и нагрузками кожа на подошве наших ног становится все грубее, жестче и толще. Особенно заметно она утолщается при ходьбе босиком. Кажется, что дополнительная защита, которую обеспечивает такая плотная кожа, должна снижать ее чувствительность. Однако команде профессора Гарвардского университета Дэниела Либермана (Daniel Lieberman) удалось опровергнуть это распространенное мнение. О своей новой работе они сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature.

Совместно с коллегами из Европы и Африки ученые провели полевые исследования среди современных жителей Кении. Авторы отобрали около 80 добровольцев — жителей городов и глухих поселков, носящих обувь как постоянно, так и временно, или вовсе проводящих всю жизнь босиком. Специальное устройство осторожно давило на нужный участок тонкой иглой и, как только доброволец ощущал ее и нажимал на кнопку, фиксировало силу нажатия.

Измерение чувствительности подошвы / ©Daniel Lieberman

Ученые проводили измерения чувствительности кожи на пятке и подушечке подошвы возле большого пальца — на участках, активно задействованных при ходьбе и развивающих особенно плотную мозолистую защиту. И действительно, у кенийцев, никогда не носивших никакой обуви, кожа здесь заметно толще, однако измерения показали, что чувствительность ее остается в среднем той же, что и у сравнительно тонкой кожи жителей городов.

Эксперименты археологов помогли понять, как древние люди использовали различные типы факелов и каменных ламп на животном жире.