01.12.2022

Ученые напугали животных дронами, чтобы определить их реакцию на шум

4.7

Звук летящего беспилотника вызывает тревогу у крупных млекопитающих. Эксперименты показали, что животные остаются спокойны лишь до тех пор, пока аппарат находится на высоте больше ста метров.

Гепард, атакующий беспилотник
Гепард, атакующий беспилотник / ©Hey Nadine (YouTube)

За последние годы беспилотники стали незаменимым инструментом наблюдения за природой. Кинематографисты смогли показать нам животных с новых небывалых ракурсов. Ученые используют дроны для изучения жителей степей и саванн, борьбы с браконьерством. Однако результаты таких съемок могут быть далеки от естественных: животные замечают присутствие летающего аппарата и проявляют тревогу. К тому же это создает для них дополнительный стресс в и без того сложном для выживания мире. К такому выводу пришли биологи из Испании и Великобритании, статья которых опубликована в журнале Drones.

Ученые отследили реакцию животных на появление беспилотников как в естественных условиях, так и в неволе. В этом им помогли работники бразильского зоопарка Сан-Паоло, за годы хорошо изучившие своих подопечных и легко замечающие любое аномальное поведение. Исследование охватило 18 видов крупных млекопитающих, включая антилоп и коров, козлов и верблюдов, волков и оленей, зебр, слонов, ягуаров, носорогов, жирафов, тигров, тапиров, медведей и так далее. Всех их легко наблюдать с воздуха, поэтому дроны в таких случаях применяют особенно часто.

Во время экспериментов беспилотник приближался к цели на высоте до 120 метров, после чего зависал сверху и постепенно снижался до тех пор, пока животное не проявляло признаков беспокойства. Авторы установили минимальную высоту на уровне 10 метров, однако во всех без исключения случаях животные реагировали намного раньше. Слоны начинали вращать головой, кошачьи рычали и прыгали, а копытные старались убежать.

Быстрее других аномальное поведение проявлялось у самых крупных животных, таких как жирафы и слоны. По-видимому, это связано с их большей чувствительностью к звукам низкой частоты. Такие акустические волны распространяются дальше, поэтому их интенсивность достигает неприятного для животных предела на большем расстоянии, чем более коротковолновые колебания.

Тем не менее подавляющее большинство млекопитающих не проявляли большого беспокойства, пока беспилотник оставался на высоте свыше ста метров. Похоже, на таком удалении от животных использование дронов для науки, съемок и просто развлечений можно считать вполне безопасным.