01.12.2022
Анна Новиковская

Доминирование самок в паучьих колониях снизило число драк

5.0

Хотя выражение «пауки в банке» справедливо для многих видов этих беспозвоночных, существуют виды пауков, которые живут и добывают пищу в составе колоний. Теперь исследователи выяснили, почему в одних колониях царят мир и покой, а в других пауки постоянно выясняют отношения друг с другом.

Паук-кругопряд на своей паутине, которую он ревностно бережет от соседей / © Gregory Grether/UCLA

Когда речь заходит о животных, живущих группами, большинство людей вспоминает млекопитающих и птиц, таких как слоны и крачки. Мало кто при слове «социальный» подумает о пауках. Между тем существует несколько видов этих восьминогих животных (всего около 0,1 процента от общего числа), что объединяют индивидуальные паутины в обширные сети.

У большинства социальных видов каждый паук бережет свою паутину и не допускает на нее конкурентов, а в отдельных случаях между животными даже случаются драки за пойманную добычу или готового к спариванию партнера. Тем не менее в некоторых колониях конфликты между пауками происходят намного реже, и на этот раз исследователи решили выяснить почему.

В течение 18 дней студенты из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) наблюдали за 34 колониями социальных пауков вида Philoponella republicana на юго-востоке Перу. По их наблюдениям, пауки сотрудничали в плетении сетей и поимке добычи, но отказывались делиться друг с другом пищей или совместно отражать вторжения чужаков из других колоний.

Что любопытно, самыми «мирными» колониями оказались те, где число самок превышало число самцов, но самки были мелкого и среднего размера. Если в колонии оказывалось слишком много крупных паучих, им доставалась львиная доля всей добытой пищи, и пауки-соседи начинали агрессивнее защищать свою территорию от вторжения.

Наблюдения за пауками в тропическом лесу / © Gregory Grether/UCLA

В плане социальности Philoponella republicana скорее напоминают колониальных морских птиц, которые гнездятся на одном и том же участке, но агрессивно прогоняют вторгающихся на их территорию чужаков и не кормят чужих птенцов. В то же время существуют и малочисленные нетерриториальные виды социальных пауков, которые свободно перемещаются по общей паутине, совместно ловят добычу и ухаживают за расплодом, напоминая в этом пчел и муравьев.

Исследование опубликовано в журнале The Journal of Arachnology.