Строматолиты могли появиться на Земле благодаря вирусам — Naked Science

Строматолиты могли появиться на Земле благодаря вирусам

4.5

Одна из самых древних форм жизни, которой наша планета обязана наполнению ее кислородом, — строматолиты — могла появиться на Земле в результате деятельности вирусов. К такому выводу пришли ученые из Австралии.

Строматолиты / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Trends in Microbiology. На фоне пандемии говорить о вирусах что-то хорошее сложно, однако ученые из Университета Южного Уэльса в Сиднее (Австралия) полагают, что жизнь в том виде, в каком мы ее знаем, возможно, никогда бы не возникла, не будь вирусов.

Строматолиты — или, как их еще называют, «живые камни» — это ископаемые остатки цианобактериальных матов. Они представляют собой геобиологические системы, которые образуют на дне водоемов карбонатные образования, похожие на обычные камни.

Вполне процветающие колонии строматолитов можно встретить и в наши дни, по преимуществу у берегов Австралии. «Живые камни» считаются одной из самых ранних форм жизни, они выделяют кислород, и атмосфера Земли миллионы лет наполнялась этим в буквальном смысле живительным элементом. Во многом благодаря им и появилась привычная нам жизнь.

В новой работе ученые стремились понять механизм превращения микробных матов в строматолиты. Дело в том, что об этом процессе известно крайне мало, кроме того, изучение его может дать нам определенный ключ к процессам зарождения жизни на Земле и даже на других планетах. Вирусы — самая многочисленная «биологическая сущность» (вопрос о том, можно ли их отнести к жизни, спорен), которая играет роль в глобальном биогеохимическом круговороте.

По мнению австралийских ученых, они могли влиять на древние микробные сообщества, поскольку именно такие процессы можно наблюдать между этими двумя группами и сегодня. На основании подробного анализа секвенирования современных микробных матов исследователи предположили, что вирусы могли влиять на осаждение карбонатов в строматолитах, которое необходимо для долгосрочного сохранения системы.

В сценарии прямого воздействия вирусы проникают в ядро цианобактерий и оказывают влияние на их метаболизм. Это повышает выживаемость строматолита и отбирает гены, которые влияют на осаждение карбонатов. Ученые подчеркивают, что для более надежных выводов нужны дополнительные исследования.