03.07.2023
Анна Новиковская
6 807

Соя сделала шаг в сторону свинины

5.8

Британская компания создала трансгенные соевые бобы, по составу похожие на мясо.

Эти соевые бобы должны на вкус больше походить на свинину / © Moolec / Автор: Lampronia Auxilius

С развитием генной инженерии заменители мяса по вкусу могут начать приближаться к мясу. Британская компания Moolec создала генетически модифицированные растения сои, производящие бобы, в которых четверть растворимых белков — свиные, а не растительные. Уникальная линия растений получила название «свиная соя» (Piggy Sooy).

Пока что компания не сообщает, какие именно белки, типичные для свинины, они добавили в сою. По словам одного из работников Moolec, эта информация не может быть раскрыта из соображений охраны интеллектуальной собственности. Впрочем, судя по красноватому цвету трансгенных бобов, один из добавленных генов относится к белку с железосодержащей гемной группой, такому как миоглобин. Он придает красному мясу его цвет, а также играет роль в создании уникального вкуса.

Как отметили в материале New Scientist, это не первый опыт Moolec в создании растительного сырья с «мясным вкусом»: уже ведут и разработки по созданию гороха, содержащего белки говядины. По словам представителей компании, ее продукты будут иметь тот же вкус, текстуру и питательную ценность, что и натуральное мясо, но производить их будет намного дешевле, чем культивировать мясо «в пробирке».

Также по всему миру идут и другие разработки «зеленого» мяса: к примеру, американская компания Motif Foodworks производит говяжий миоглобин с помощью ГМО-дрожжей. Причем для запуска более массового производства она планирует получать такой белок с помощью генно-модифицированной кукурузы.

Производители подобных продуктов заявляли, что производство «зеленого» мяса должно существенно снизить выбросы углекислоты и сохранить часть вырубаемых под пастбища лесов. Однако стоит заметить, что под плантации сои лесов вырубают не меньше. В частности, в Бразилии соя в последние годы набирает серьезную популярность, но расширение площадей под ней подозрительно совпадает с выжиганием и вырубкой местных джунглей.

Другая проблема такого «альтернативного мясо» — то, что оно еще должно пройти этап общественного одобрения. Хотя опыт Impossible Foods, добавляющей растительный белок сои в бургеры, демонстрирует, что часть потребителей не отпугивают генетически модифицированные продукты, все же животный белок из трансгенного растения еще не успел добиться определенной популярности нигде в мире.

Напомним: обычное мясом состоит из множества видов животных белков, а не одного, да и доля животных белков среди белков мяса — 100 процентов, а не 25.