Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ создали мобильное приложение для оценки речевого развития детей
Команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ придумала и стандартизировала уникальный инструмент для оценки речевого развития у детей 3–11 лет. Тест получил название КОРАБЛИК — клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций. Он оценивает понимание и порождение речи на всех уровнях языка и учитывает множество лингвистических, психолингвистических и психометрических параметров, важных для создания таких инструментов. Теперь мобильное приложение КОРАБЛИК доступно в электронном магазине RuStore.
Инструмент был создан в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде» по программе «Приоритет-2030».
В отечественной логопедической традиции сложилась практика проведения диагностики речевых нарушений у русскоязычных детей с помощью разнообразных речевых карт и других качественных методов. При этом качество оценки во многом зависит от мастерства и опыта логопеда, а полученные результаты диагностики трудно передаются другим специалистам, и их применение невозможно в рамках научных исследований. В общемировой же традиции принято использовать стандартизированные батареи диагностических тестов, поэтому дефицит подобного продукта в русскоязычной практике ощущался особенно остро.
Для решения этой проблемы и был создан КОРАБЛИК. Кроме научной выверенности, его характерной чертой является то, что он реализован как цифровой инструмент — планшетное приложение, доступное на платформе Android. Все задания предъявляются унифицированно, а результаты анализируются и выводятся автоматически. Ни для русского, ни для других языков мира такого комплексного цифрового решения для оценки речи у детей ранее не существовало.
КОРАБЛИК представляет собой 11 заданий в игровой форме. С их помощью можно оценить понимание и порождение речи на всех основных языковых уровнях: звуков речи, слов, предложений и текста. Задания на понимание оцениваются автоматически, а ответы в заданиях на порождение речи записываются приложением. Затем в модуле анализа специалист может их прослушать и оценить. В конце диагностики полученные баллы сравниваются с нормативными интервалами. В случае выхода результата за пределы нормы в приложении показывается степень дефицита речевого развития конкретного протестированного ребенка.
Для повсеместного использования инструмента практиками требовалось собрать данные у типично развивающихся детей. Тест прошли около 500 детей с нормальным речевым развитием, и полученная информация легла в основу расчета допустимых нормативных интервалов. После этого понадобилась оценка валидности инструмента в группах детей с различными речевыми дефицитами, такими как общее недоразвитие речи или нарушения речи при расстройствах аутистического спектра. КОРАБЛИК показал диагностическую способность для идентификации речевого развития, отличающегося от типичного, в разных клинических популяциях.
«Я проводила тест КОРАБЛИК в разных группах детей (это были и совсем маленькие дети 3–4 лет, и дошкольники, и младшие школьники) с типичным и нетипичным речевым развитием, — поделилась Анастасия Лопухина, одна из создателей приложения. — С точки зрения детей, КОРАБЛИК — это не тестирование, а игра на планшете, в которую они с интересом включаются. За увлекательной игрой скрыта серьезная научная начинка. Тест будет не только полезен для практиков, но и незаменим для ученых, поскольку позволяет измерить речь количественно».
Хотя КОРАБЛИК и дает возможность оценивать широкий спектр базовых речевых компетенций, в логопедической практике он будет не единственным подходом в диагностике.
«Появление такого теста на рынке даст возможность включить в диагностический протокол стандартизированные задания (например, оценку понимания слов или предложений), чего не было раньше. Несомненно, КОРАБЛИК — это веха. Надеюсь, он станет флагманом, за которым последуют другие стандартизированные речевые тесты», — добавила Анастасия Лопухина.
Приложение КОРАБЛИК является важным инструментом для практикующих логопедов, поскольку позволяет подойти к вопросу диагностики со стандартизированным методом и может облегчить процесс постановки диагноза. Его также целесообразно использовать в образовательных учреждениях, особенно в рубежных точках: например, для оценки соответствия речевого развития возрасту при поступлении в первый класс. Зарубежные коллеги-исследователи (в частности, из США и Бразилии) также неоднократно выражали интерес к приложению — для оценки состояния русского языка у детей из семей мигрантов из России.
КОРАБЛИК стал первым коммерческим приложением НИУ ВШЭ, размещенным на этом маркетплейсе программного обеспечения. Сейчас профессиональным пользователям предлагается бесплатный недельный тестовый период, далее можно оформить подписку на 1, 3 или 12 месяцев стоимостью от 590 рублей в месяц и до 4990 рублей за один год использования.
«На этом пилотном проекте специалисты нашего центра отработали все необходимые административные процедуры — от размещения и документального сопровождения до определения бизнес-модели продукта, стоимости подписок, подготовки лицензионного соглашения, — объясняет Геннадий Пильнов, заместитель директора Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ. — За этой работой стоят передовые исследования Центра языка и мозга, поддерживаемые российскими научными фондами, огромная работа по охране интеллектуальной собственности проекта и поиску оптимального способа получения доходов для университета. Все это реализуется при слаженном взаимодействии экспертов Центра правового сопровождения в сфере науки, интеллектуальной собственности и информации Дирекции по правовым вопросам, Дирекции по порталу и мобильным приложениям и Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий. В ближайшее время планируется масштабировать этот опыт во всех кампусах Вышки».
«За элегантным удобным планшетным приложением стоит колоссальный труд: мы работали над созданием КОРАБЛИКа с 2015 года, — рассказала Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ. — Еще до финализации продукта он обрел популярность: в последние годы мне регулярно пишут логопеды и педагоги из России и из-за рубежа, работающие там с русскоязычными детьми, с вопросом, когда же мы выпустим КОРАБЛИК в свободное плавание. Для нас это статусное событие: КОРАБЛИК станет первым созданным нами диагностическим тестом, который получит широкое распространение на практике. Для университета это тоже знаковый продукт: впервые мы пробуем коммерциализировать научный продукт как мобильное приложение в электронном магазине».
Зачем нужно изучать ядра планет? Как зарождалась эта наука и почему она важна? Что такое гамма-всплески и зачем нам знать, откуда они идут? Остается ли Россия великой космической державой и зачем вообще это всё надо? Об этом рассказывает Игорь Георгиевич Митрофанов, руководитель отдела ядерной планетологии Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, академик Международной академии астронавтики.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Люди не заканчивают играть в детстве: во взрослом возрасте игры позволяют им не только весело провести свободное время или чему-то научиться, но и лучше узнать друг друга или заключить сделку. Подобное социальное игровое поведение считалось редкостью у взрослых особей других видов, однако международная команда ученых обнаружила регулярные игры на протяжении всей жизни у шимпанзе.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии