Шимпанзе различают незнакомцев и членов семьи по запаху — Naked Science

Шимпанзе различают незнакомцев и членов семьи по запаху

Химическая коммуникация популярна среди животных: с помощью запаха они распознают свою группу, членов семьи и генетически подходящих партнеров. Но традиционно считается, что у приматов, в отличие от большинства млекопитающих, слабо развито обоняние.

glavnoe

Группа ученых из Лейпцигского университета, Института эволюционной антропологии им. Макса Планка в Мюнхене и Университета Дарема во главе со Стефани Хенкель (Stefanie Henkel) одной из первых провела исследование, посвященное сигнальной функции социального запаха у человекообразных больших обезьян. Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Ученые разделили шимпанзе на две группы и дали им образец мочи членов их группы, незнакомых обезьян и образец без какого-либо запаха, записав их поведение на видео. Животные нюхали мочу дольше, чем пустой экземпляр, что свидетельствует об их восприимчивости к запаху других шимпанзе. Что еще более важно, они различали запах членов группы и незнакомых обезьян, обнюхивая незнакомые запахи группы дольше, чем уже известные.

«Шимпанзе очень привязаны к территории, а встречи между группами, как правило, носят враждебный характер: иногда они даже убивают обезьян из других сообществ, поэтому обонятельные сигналы могут помочь им найти других животных и определить, являются ли они членами группы или незнакомцами, что повышает их шансы на выживание. Запах может быть особенно важен еще и по другим причинам. Во-первых, большинство шимпанзе живут в густых лесах, где низкая видимость, что заставляет их ориентироваться на другие чувства. Во-вторых, в своих сообществах шимпанзе часто разбиваются на более мелкие подгруппы и могут не видеть друг друга в течение нескольких дней», — говорит Хенкель.

Шимпанзе определяет членов группы и родственников по их запаху/© Stefanie Henkel

Также исследователи обнаружили, что время того, как долго шимпанзе изучают запах, зависит от того, насколько тесно связан источник запаха с самой обезьяной. По словам ученых, это первое свидетельство того, что приматы определяют по запаху степень родства.

«Способность распознавать родственников имеет решающее значение, поскольку позволяет животным выбирать подходящих партнеров для коалиций, избегать спаривания с близкими родственниками и убийства своих собственных потомков. Есть свидетельства того, что люди могут также распознавать запах своих родственников — даже новорожденных. Человек, по-видимому, сохранил хорошие обонятельные способности, хотя мы, как и наши ближайшие родственники, шимпанзе, обычно не имеем особого запаха, а отсутствие специальной обонятельной системы обнаружено и у многих других животных», — объясняет соавтор исследования Джо Сетчелл (Jo Setchell).

Результаты работы помогут ученым понять эволюцию химической коммуникации приматов. По их словам, необходимо уделять больше внимания изучению обоняния обезьян для дальнейших поведенческих экспериментов.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.