Наблюдения за шимпанзе помогли понять, как люди научились танцевать — Naked Science
София Жаботинская

Наблюдения за шимпанзе помогли понять, как люди научились танцевать

Танцы раннего периода человеческой истории, вероятно, имеют общие корни с конгой, которую ученые подсмотрели у обезьян.

Танцующие обезьяны
Танцующие обезьяны / © Zannimals

Исследователи из Уорвикского университета выяснили, что шимпанзе могут чувствовать ритм и двигаться синхронно. Поведение пары этих приматов, по словам ученых, может помочь рассмотреть новые условия, возможно, ставшие причиной появления «одной из самых воодушевляющих и богатых форм самовыражения у человека». Статью о своих выводах авторы опубликовали в Scientific Reports.

Многие виды животных исполняют инстинктивные или запечатленные с детства формы танцев при, например, ухаживаниях за потенциальным брачным партнером. Однако у приматов подобные инстинктивные танцы отсутствуют, а у человека танец — всегда приобретенная активность, требующая соответствующей социальной среды. Ученых давно интересует, как развивались протостадии танца у древних предков человека.

Шимпанзе, как известно, одни из самых близких наших родственников. По уровню своего интеллектуального развития взрослое животное во многих тестах близко к человеческим детям-тоддлерам. Хотя они лишь наши многоюродные кузены, благодаря этому отдаленному родству изучение их повадок и поведения многое может рассказать о том, как развивалась культура наших далеких предков.

Вот так танцуют шимпанзе / © Youtube — Zannimals

Наблюдение за живущими в зоопарке Сент-Луиса самками шимпанзе Холли и Бахкахри показало, что они научились синхронно двигаться, улавливая движения партнера. Анализ показал, что это не следствие подсматривания за поведением персонала и никак не связано с представлениями, которые раньше проводили в зоопарке: пара обезьян появилась там спустя 16 лет после их прекращения.

Исследователи изучили 23 видео с танцами Холли и Бахкахри, зафиксированными с 2011 года. По их словам, это первый случай фиксации такого поведения, при котором можно быть уверенными в том, что оно не скопировано из внешних источников. Обезьяны появились в зоопарке в четырехмесячном возрасте и за ними постоянно наблюдали.

Шимпанзе синхронизируют движения друг с другом в «танце», напоминающем своего рода конгу. Исследователи отмечают, что, изучив видео, они обнаружили: синхронизация между ними была неслучайной и предсказуемой. Движения шимпанзе поддерживались с точностью до секунды и совместно регулировались. Уровень координации движений, синхронности и ритма соответствует уровню оркестрантов, исполняющих музыкальную пьесу.

Схема обезьяней «конги» / Lameira, Eerola, Ravignani, Scientific Reports, 2019

По мнению авторов, танцы этих приматов эмпирически показывают, что эволюционно танец у человека и его предков развивался как один из механизмов социальной сплоченности среди небольших групп. Синхронные движения помогали ощутить общность и коллективно снимать стресс.

Ранее ученые обнаружили новый древний вид человекообразных обезьян и выяснили, что у людей мутации появляются реже, чем у других гоминидов.

Сразу два новых исследования нашли объяснение высокой инфекционности SARS-CoV-2 и его способности так легко и быстро захватывать организм. Кроме того, ученые показали еще одну потенциальную цель для борьбы с вирусом.

Двадцать второго октября, в 00:14 (мск), должен состояться запуск ракеты Electron с десятью спутниками дистанционного зондирования Земли для компаний Planet Labs и Canon Electronics.