21.09.2020
Мария Кривоченко

Ученые выяснили, почему дети спят дольше взрослых

3.6

Исследование показало, что роль сна для человека резко меняется в два с половиной года. До этого возраста такой отдых необходим, чтобы строить связи между нейронами внутри мозга, поэтому маленьким детям требуется больше времени на сон, чем взрослым.

© Gocha Nemsadze

Команда ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе провела самый полный статистический анализ сна на сегодня. Группа изучила данные более чем 60 исследований и построила математическую модель того, как его течение и функции меняются по мере взросления. В работе учитывалась информация о времени, которое человек тратит на сон, размере мозга и метаболизме у детей до 12 лет. Подробности исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Ученые выделили два периода в жизни человека. Почти до двух с половиной лет его мозг стремительно развивается, а значительную часть сна занимает быстрая фаза (или REM-фаза). В это время мозг занят строительством и укреплением синапсов, которые соединяют нейроны друг с другом и позволяют им передавать информацию. «Не будите детей — в их голове идет важная работа», — заявила Джина По, профессор интегративной биологии и физиологии из Калифорнийского университета и один из авторов работы.

Однако в 2,4 года происходит резкая перемена: большую часть времени начинает занимать фаза медленного сна (NREM-фаза), а главными целями становятся восстановление и поддержание работы мозга. В это время человек начинает спать меньше. Отчасти это связано с тем, что ему больше не нужно формировать так много новых нейронных связей, рассказал Ван Сэвидж, профессор экологии и эволюционной биологии в Калифорнийском университете.

Также ученые обнаружили, что REM-фаза сокращается по мере того, как мозг растет на протяжении всего периода развития человека. Так, новорожденные проводят около 50% своего времени сна в быстрой фазе. К десяти годам этот показатель снижается в два раза, а в 50 лет — до 15%.

Авторы работы заметили похожие тенденции у животных: когда те достигали определенного уровня развития, основная функция сна менялась, а количество времени, которое уходило на фазу быстрого сна и на сон в принципе, резко сокращалось. При этом доли времени, проведенного в двух фазах, оказались примерно одинаковыми и у крыс, и у кроликов, и у человека. Однако пока рано говорить о том, что выводы справедливы для всех млекопитающих.

Исследователи уверены: их работа покажет, почему высыпаться необходимо в любом возрасте. «Сон так же важен, как еда, — рассказала По. — И удивительно, как хорошо он удовлетворяет потребности нашей нервной системы». Хронический недостаток сна, вероятно, способствует долгосрочным проблемам со здоровьем, таким как деменция и другие когнитивные расстройства, диабет и ожирение: поэтому, если вы почувствуете усталость, отмечают ученые, не сопротивляйтесь, а идите спать.