29.12.2020
Мария Кривоченко
7 584

Обнаружена мозговая сеть, которая управляет сознанием

2.8

Мозговая сеть, состоящая из таламуса, поясной коры и угловых извилин, оказалась связана с процессом потери и возвращения сознания как под наркозом, так и во время естественного сна.

Различия в мозговой активности между состояниями сознания изучались с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) / ©JNeurosci / Автор: Pinaria Caprarius

Международная группа ученых провела два эксперимента. Для первого отобрали 39 взрослых здоровых мужчин. Исследователи измерили мозговую активность каждого добровольца методом позитронно-эмиссионной томографии, а затем ввели их в состояние наркоза с помощью пропофола или дексмедетомидина.

Во втором эксперименте ученые проделали то же самое. Но активность мозга 37 добровольцев измерили во время фазы медленного сна, а не наркоза. В середине каждого эксперимента испытуемых будили, чтобы опросить. Нейробиологов интересовало, осознавали ли добровольцы происходящее вокруг во время сна или наркоза, а также их субъективные переживания в процессе экспериментов. Результаты работы опубликовали в журнале JNeurosci.

Изменения показали активность сети, состоящей из таламуса, передней и задней поясной коры и угловых извилин. Эти области демонстрировали меньший приток крови, когда участник отключался, и больший — когда его будили. Паттерн оказался верен как для сна, так и для наркоза. Он также не зависел от веществ, которые вводили добровольцам из первой группы, и их концентрации. Это доказывает, что сеть императивна для человеческого сознания и на изменения состояние сознания влияют не только сон и препараты.

«Попытка понять биологическую основу человеческого сознания сегодня считается одной из самых больших проблем нейробиологии», — отметили авторы исследования. По их словам, выводы предыдущих исследований были спутанными из-за воздействия на испытуемых наркотических препаратов, поведенческой «невосприимчивости» и внутренне генерируемого сознания, а также сравнения уровней активности мозга между разными состояниями.

«Мы представили исследование, которое преодолевает многие недочеты ранних работ и впервые раскрывает нейронные механизмы, лежащие в основе человеческого сознания и его отрыва от поведенческой реактивности — как во время анестезии, так и во время нормального сна, и у одних и тех же испытуемых», — подытожили ученые.