Этологи нашли корреляцию между продолжительностью зевка и размерами мозга — Naked Science

Этологи нашли корреляцию между продолжительностью зевка и размерами мозга

5.2

Анализ сотен записей зевков у разных видов млекопитающих и птиц показал, что оно длится тем дольше, чем крупнее мозг животного и чем больше в нем нейронов.

©Mark Kent, Flickr

Зачем нужна зевота и почему она «заразна» — наверное, одни из древнейших загадок, которые до сих пор остаются без окончательного ответа. Впрочем, в 2007 году Эндрю Гэллап (Andrew Gallup) и его коллеги выдвинули гипотезу, которая сегодня считается общепринятой: она связывает зевание с необходимостью охлаждать головной мозг.

Мускулы челюсти растягиваются, ротовые и носовые полости наполняются свежим воздухом, снижая температуру поступающей в мозг крови. Отсюда легко заключить, что чем крупнее мозг, тем интенсивнее требуется зевать, чтобы его охладить. Действительно, в 2016 году команда Гэллапа сравнила время зевания у 24 видов млекопитающих, показав, что оно коррелирует с размерами их мозга. Так, мышам для охлаждения органа было достаточно в среднем 0,8 секунды, а людям — 6,5 секунды.

Млекопитающие в порядке уменьшения длительности зевка и размеров мозга, от приматов до сумчатых опоссумов / ©Massen et al., 2021

В своей новой статье, опубликованной в журнале Communications Biology, Гэллап и его соавторы приводят результаты подобной работы в уже более широких масштабах. В различных зоопарках мира ученым удалось собрать почти 1300 записей зевоты у представителей 55 видов млекопитающих и 46 видов птиц, подтвердив надежную положительную корреляцию между ее длительностью, числом нейронов в головном мозге и его массой.

«Несмотря на то что поведенческий паттерн зевка строго зафиксирован, его продолжительность меняется с изменением мозга», — резюмируют авторы статьи. По их мнению, на то же указывает любопытное исключение в лице жирафов. Это единственные млекопитающие, которые, по-видимому, не зевают. Такая особенность может быть связана с их невероятно длинной шеей, которая заставила этих животных выработать собственные уникальные механизмы кровоснабжения и регуляции мозга.

И не только военных, но и обычных людей. Оказалось, для этого понадобится не более пары недель специальной подготовки. Причем человек может правильно распознавать цель, даже если ему не сказали, что конкретно нужно найти.