05.04.2021
3 442

Львы помогли уточнить роль «заразительной» зевоты

4.1

Заразительное зевание оказалось особенно важным для социальных видов, таких как львы, которые должны координировать свои действия, чтобы вместе охотиться, выращивать детенышей и защищаться от посторонних.

Зевающий лев
Зевающий лев / © Getty Images

Зевота (или зевание) — рефлекторный дыхательный акт, при котором мы делаем глубокий затяжной вдох и относительно быстрый выдох, широко открывая рот, зачастую сопровождая все своеобразным звуком «облегчения». Этот фиксированный паттерн действий распространен почти у всех позвоночных. Ранее ученые предложили несколько гипотез, объясняющих функции зевоты: среди них — гипотеза сонливости (зевота при переключении между сном и бодрствованием), гипотеза возбуждения (зевота в контексте высокого социального напряжения) и некоторые другие. Тем не менее исследователи все еще недостаточно знают об этом, казалось бы, простом акте.

Известно, что зевание в большинстве случае заразительно — когда мы видим или слышим, как зевает другой человек (или даже другое животное). Чаще всего спонтанное зевание говорит о физиологической функции: увеличивается приток крови к голове, тем самым мозг насыщается кислородом и охлаждается. А еще таким образом мы можем быть более настороженными, когда ощущаем сонливость. Иногда «заразительное» зевание выступает как форма «сочувствия» к окружающим, испытывающим чувство, которое — в случае зевания — подразумевает тревогу, стресс, усталость или скуку.

Этот рефлекс ранее изучали у шимпанзе, волков, домашних собак, овец и слонов. Теперь настала очередь диких львов из Южной Африки (Panthera leo). «Наши данные показали четкую картину: зевнув вместе, два льва будут вести себя синхронно», — рассказала Элизабетта Паладжи, этолог из Пизанского университета (Италия) и старший автор исследования, опубликованного недавно в журнале Animal Behaviour. За почти полгода работы ученые сняли 19 львов из двух прайдов, живущих в заповеднике Макалали в провинции Лимпопо.

Согласно результатам, вероятность ответной зевоты была более чем в 139 раз выше, если лев видел, как это делает член его прайда, — по сравнению с тем, если бы животное находилось наедине с собой. Самопроизвольное зевание встречалось особенно часто, когда львы были расслаблены и только просыпались или, наоборот, отходили ко сну. Так подтвердилась ранняя гипотеза о том, что, зевая, львы, как и человек, помогают охлаждать мозг и насыщать его кислородом, а также становятся настороженнее.

Самым интересным открытием итальянских этологов стало то, что посредством зевания животные координировали действия. Как показали наблюдения, в ситуации, когда два льва лежат и один начинает зевать, то зевнет и второй. Затем, если первый хищник встанет и пойдет, то второй тоже поднимется. Значит, новое исследование подтвердило еще и предположение о том, что «заразительная» зевота нужна для повышения групповой бдительности у животных, проживающих и охотящихся группами. То есть она предоставляет преимущества для коллективного сознания и выявления потенциальных угроз.

Однако на этом изучение причин и роли зевоты не закончится: авторам работы пока не удалось понять, действительно ли такое поведение положительно сказывается на успешности охоты. Кроме того, ответное зевание может нести еще несколько неизвестных функций для стайных животных: к примеру, у приматов гелада есть три типа зевоты, благодаря которым они подают разные сигналы друг другу — от дружелюбных до агрессивных. Недостаточно и доказательств того, что у животных зевота выражает сочувствие и связывает их друг с другом эмоционально. «Если вы зеваете, а я сразу отвечаю на ваш зевок, мы начинаем вести себя похоже и это может улучшить нашу способность интерпретировать поведение друг друга. В этом смысле “заразительное” зевание важно для развития более высоких форм социальности», — подытожила Паладжи.