Диета с высоким содержанием сахара спровоцировала воспаление кишечника — Naked Science

Диета с высоким содержанием сахара спровоцировала воспаление кишечника

4.6

У мышей, которым давали глюкозу и фруктозу, в кишечнике выявили увеличение количества муколитических бактерий, способствовавших разрушению слизистой оболочки этого органа. В итоге у таких грызунов развивался колит.

Колит
На снимках показаны срезы толстой кишки контрольных мышей (слева) и мышей, которых поили водой с высоким содержанием глюкозы в течение семи дней (справа). Слой защитной слизи, которая отделяет эпителий толстой кишки (внизу) от фекального содержимого (вверху), был более тонким у мышей, получавших глюкозу / © Science Translational Medicine

Воспалительные заболевания кишечника (ВЗК) — множественные недуги, характеризующиеся хроническим воспалением желудочно-кишечного тракта. Хотя этиология этих заболеваний в основном неизвестна, так называемая западная диета и соответствующий образ жизни, судя по всему, связаны с повышенным риском их развития.

Авторы нового исследования — сотрудники Юго-Западного медицинского центра в Далласе (Техас, США) — изучили, как диета с повышенным содержанием сахара влияет на колит — воспалительное заболевание слизистой оболочки толстой кишки, вызывающее диарею, боль в животе и ректальное кровотечение. Согласно статистике Центров по контролю и профилактике заболеваний США, число взрослых американцев, страдающих ВЗК (включая болезнь Крона), возросло с двух миллионов в 1999 году до трех миллионов в 2015-м. Помимо этого, колит начинает все чаще встречаться среди детей, хотя исторически они им не страдали.

«Распространенность воспалительных заболеваний кишечника в западных странах указывает на то, что западная диета — возможный фактор риска ВЗК. Высокое содержание сахара, связанное со многими неинфекционными заболеваниями, служит отличительной чертой „западной диеты“, но его роль при ВЗК остается неизвестной. Мы изучили влияние простых сахаров, таких как глюкоза и фруктоза, на патогенез колита у мышей», — рассказывается в статье, опубликованной в журнале Science Translational Medicine.

Исследователи на протяжении семи дней поили мышей раствором с десятипроцентной концентрацией различных сахаров — глюкозы и фруктозы. В результате ученые обнаружили, что у грызунов, которые имели генетическую предрасположенность к возникновению колита или же которым вводили химическое вещество, вызывающее колит, развивались более серьезные симптомы, если им сначала давали сахар.

«Кратковременное потребление глюкозы или фруктозы с высоким содержанием глюкозы не вызвало воспалительных реакций в здоровом кишечнике, но заметно изменило состав кишечной микробиоты. В частности, увеличилась численность бактерий, разрушающих защитный слой слизи, — Akkermansia muciniphila и Bacteroides fragilis. Соответственно, муколитические ферменты бактериального происхождения были обогащены, что привело к эрозии слизистого слоя толстой кишки. Обострения колита, вызванного сахаром, не наблюдалось, когда мышей лечили антибиотиками или содержали в среде, свободной от микробов. Это позволяет предположить, что измененная микробиота играет решающую роль в патогенезе индуцированного сахаром колита. <…> В целом наши данные предполагают, что потребление простых сахаров предрасполагает к колиту и усиливает его патогенез за счет модуляции кишечной микробиоты», — объяснили врачи.

После того как специалисты обнаружили изменения в микробиоте кишечника у мышей, получавших сахар, они решили скормить их фекалии другой группе грызунов. В результате у этих животных развился более тяжелый колит: судя по всему, предрасположенность к этому заболеванию, вызванная глюкозой, может передаваться вместе с нарушенной кишечной микробиотой от больных грызунов.