21 января
Анна Новиковская
1 966

Плотоядные растения «распробовали» навоз млекопитающих

4.5

Хотя плотоядные растения непентесы в первую очередь известны как «охотники» на насекомых, заманивающие их в свои смертоносные кувшинчики, некоторые виды начали специализироваться на сборе помета млекопитающих.

Эта тупайя присела на хищный непентес / ©sites.evergreen.edu

Непентесы — одни из самых узнаваемых плотоядных растений на планете: их видоизмененные листья в форме кувшинчиков источают сладкий аромат, который приманивает насекомых и заставляет их упасть прямо в смесь пищеварительных ферментов. Пойманные животные обеспечивают растение азотом и другими ценными микроэлементами, которыми бедны горные почвы, где в основном произрастают непентесы.

Однако не только насекомые могут обеспечить непентес питательными веществами: некоторые виды этих растений сейчас «перепрофилируются» на сбор фекалий млекопитающих, которые оказались намного питательнее «традиционной еды». Для этого растению приходится идти на некоторые физиологические излишки (к примеру, производить больше нектара, содержащего натуральное слабительное), но выгода от получаемого помета с лихвой их покрывает.

Международная команда исследователей из Великобритании, Малайзии, Германии и Австралии изучила изотопное обогащение образцов тканей непентеса, чтобы установить, как много азота и углерода растение получает из окружающей среды и из каких источников. Они сравнили виды, собирающие помет млекопитающих, с видами, по-прежнему специализирующимися на насекомых, и неплотоядными растениями.

Оказалось, что в тканях всех плотоядных растений содержалось больше тяжелого изотопа азота-15, получаемого из животной пищи, чем в тканях обычных растений. Среди непентесов наибольшую выгоду получали именно те, что разнообразили свое «меню» фекалиями: в их тканях содержалось почти вдвое больше азота, чем в тканях насекомоядных непентесов.

Таким образом, копрофагия оказалась весьма выгодной для непентесов, хотя едва ли стоит ожидать, что все плотоядные растения начнут отращивать кувшинчики с широкими горлышками, заполненные слабительным нектаром, или придавать кувшинчику форму, пригодную для отдыха летучих мышей.

В конце концов млекопитающих в тропическом лесу намного меньше, чем беспозвоночных, и в то время как одни непентесы будут делать ставку на «меньше, но сытнее», другие будут довольствоваться «синицей в руке» и продолжать приманивать бабочек и муравьев.

Исследование опубликовано в журнале Annals of Botany.