Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
10 ноября
2 753

Ученые впервые засняли, как осьминоги швыряются грязью друг в друга

6.0

Осьминоги — на удивление любопытные существа, которые умеют играть и решать когнитивные задачи, но только в лабораторных условиях. Теперь же ученым впервые удалось снять на видео, как дикие осьминоги швыряются грязью друг в друга, напоминая развлекающихся детей.

Австралийские осьминоги — такие же непоседы, как хорошо изученные обыкновенные / © inaturalist.ala.org.au

У берегов Австралии водится осьминог вида Octopus tetricus, который гораздо хуже известен ученым, чем часто встречающийся обыкновенный. Однако, в 2016 году засняв этих животных с помощью подводных видеокамер и проанализировав поведение группы из десяти осьминогов, исследователи заметили у них странное поведение, похожее на игру: то один, то другой моллюск неожиданно швырялся грязью в разные стороны.

Для этого осьминоги использовали свои сифоны — мускулистые трубки, которые в норме толкают тело осьминога вперед при плавании. Поскольку для этого животным приходилось разворачивать сопло сифона в нестандартное положение, ученые подозревают, что такое поведение было не случайным, а преднамеренным. Но вопрос: зачем осьминогам вообще потребовалось швыряться грязью?

Швырялись грязью осьминоги обоих полов, однако две трети «метальщиков» оказались самками. Также около половины бросков происходило во время взаимодействия с другими осьминогами, как совершенно безобидных (пара моллюсков ощупывала друг друга), так и с неприличным намеком (попыток спаривания), но только 17 процентов бросков поразили другого осьминога.

При этом исследователи обратили внимание на цвет шкуры «метальщиков», стремясь определить их настроение. Оказалось, большинство таких осьминогов во время броска были темнее сородичей, то есть настроены агрессивно.

Иными словами, перед нами — один из редких случаев использования посторонних предметов для нападения на сородичей, такой же, как у шимпанзе, использующих ветки в качестве дубинок, или слонов, швыряющихся в хищников камнями.

Осьминоги за странным занятием: нападение, попытка кормления или игра?

Также не исключено, что часть таких разбрасываний могла быть вызвана поиском пищи под слоем ракушек и ила (разгребать их щупальцами довольно сложно, проще просто сдуть) или даже игрой, ведь осьминоги — одни из немногих беспозвоночных, которых застали за бессмысленными манипуляциями с несъедобными предметами. Чтобы ответить на этот вопрос, исследователям наверняка потребуются дополнительные эксперименты, в том числе в контролируемых лабораторных условиях.

Исследование опубликовано в журнале PLOS One.