08.08.2023
6 975

Палеонтологи нашли древнюю рептилию, которая фильтровала воду, как кит

5.4

Современные рептилии не способны фильтровать воду, чтобы вылавливать мелкую добычу. Однако их некоторые древние предки питались именно так. До сих пор был известен лишь один подобный пример, а недавно ученые обнаружили второго морского ящера-фильтратора.

Морской ящер Hupehsuchus фильтрует воду: реконструкция палеохудожника
Морской ящер Hupehsuchus фильтрует воду: реконструкция палеохудожника / ©Shunyi Shu, Long Cheng, Wuhan Center of China Geological Survey / Автор: Владимир Богданов

Исследователи из Китая и Великобритании изучили строение черепа древней морской рептилии Hupehsuchus. Оказалось, что ее челюсти несли мягкие структуры, позволяющие фильтровать воду и вылавливать оттуда мелких животных. Такой тип питания характерен для современных усатых китов, однако Hupehsuchus освоили его намного раньше — еще 250 миллионов лет назад. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале BMC Ecology and Evolution.

Фильтрующий способ питания практикуют множество водных животных, включая губок, моллюсков и рыб, в том числе некоторых акул. Но самые известные из них — киты, ротовая полость которых покрыта роговыми пластинами «китового уса». С его помощью эти великаны отфильтровывают тонны мелкого планктона и вырастают до огромных размеров. Но среди современных рептилий фильтраторов нет, и только уникальный плезиозавр Mortuneria, живший 66 миллионов лет назад у Антарктиды, практиковал такой тип питания.

Теперь к нему присоединился еще один ящер, живший в морях раннего мезозоя. Hupehsuchus были сравнительно мелкими, до метра в длину, родственниками ихтиозавров, которые активно осваивали моря после грандиозного пермского вымирания. Впервые их останки нашли на территории Китая еще полвека назад, тем не менее многие детали анатомии и образа жизни Hupehsuchus остаются неизвестными.

Череп Hupehsuchus (слева и в центре) и малого полосатика, некрупного усатого кита / ©Fang et al., 2023

Команды Цзычэнь Фана (Zichen Fang) из Уханьского центра Китайской геологической службы и Майкла Бентона (Michael Benton) из Бристольского университета обнаружили два черепа Hupehsuchus, отличающиеся хорошей сохранностью. Их возраст оценили в 248 миллионов лет.

Исследовав новые находки, палеонтологи выяснили, что вытянутые челюсти Hupehsuchus были сложены длинными, не слившимися костями, узкие просветы между которыми тянулись через всю пасть. Подобное строение крайне необычно и известно лишь у современных усатых китов. В «пазах» между костями их челюстей развиваются кератиновые пластины уса — фильтрующий аппарат.

Кроме того, черепа китов и Hupehsuchus сближает полное отсутствие зубов и зубных пазух, где они могли бы разместиться. Именно поэтому ученые сделали вывод, что ящеры Hupehsuchus использовали подобный тип питания еще в раннем мезозое, задолго до усатых китов, которые освоили его не ранее 35 миллионов лет назад, и плезиозавров, живших примерно 70 миллионов лет назад.