26.03.2021
Мария Кривоченко
1 911

Осьминоги способны менять цвет, когда спят. Оказалось, это происходит из-за снов

3.2

Ученые выяснили, что у осьминогов есть две фазы сна, во время которых они меняют цвет и структуру тела. Возможно, эти головоногие даже способны видеть нечто похожее на сон, как и млекопитающие.

Возможно, осьминоги видят короткие сны / ©Guardian

Биологи из Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти в Натале, Бразилия, обнаружили, что у осьминогов есть стадии сна: активная и пассивная. И во время перехода из одной в другую они меняют цвет. Подробности работы опубликованы в журнале iScience.

Исследователи сняли, как спят четыре осьминога в лаборатории. Съемки длились несколько дней. В итоге ученые получили 180 часов записи для анализа. Оказалось, во время пассивной фазы сна головоногие бледные, мало двигаются, а их глаза закрыты. Каждые 30-40 минут фаза прерывалась коротким периодом активного сна, длящегося одну-две минуты.

В этой фазе осьминоги меняли цвет и структуру тела, на их коже проступали бугорки, присоски сжимались, а глаза и щупальца постоянно двигались. «Это явно очень активное состояние», — заметил Сидарта Рибейро, руководитель исследования.

Команда проверила, действительно ли осьминоги спали в таком состоянии, показав им видео с некоторыми крабами. «Когда мы показывали животным видео или включали шумы, они не реагировали», — рассказал Рибейро. Это поведение сильно отличается от того, которое проявляют во время бодрствования. Похожее состояние наблюдается у птиц и рептилий. Исследователи предполагают, что активный сон осьминогов может быть похож на фазу быстрого сна у млекопитающих. Возможно, они еще и видят сны.

«Если осьминогу снится что-то вроде сна, то это, скорее всего, очень короткая последовательность кадров, а не повествование, — объяснил Рибейро. — Есть ли у них какая-то внутренняя жизнь с повествованием о самих себе, мы не знаем». Биологи сравнили эти «сны» с коротким клипами и гифками.

В будущих работах ученые собираются лучше исследовать головоногих моллюсков, чтобы понять, что происходит, когда те спят. Их также интересует роль сна в обмене веществ, мышлении и обучении животных. «Было бы очень интересно посмотреть, что происходит в их мозгу, когда они переходят от бодрствования к спокойному, а затем активному сну», — подытожили авторы исследования.