07.05.2022
6 022

Орнитологи сообщили о глобальном сокращении птичьих популяций

4.6

Лишь несколько процентов видов птиц в последние годы увеличили свою численность, а у половины видов она падает.

©Alexander Lees / Автор: Иван Беляев

На фоне быстрого потепления климата и все возрастающего давления хозяйственной деятельности человека природа планеты переживает не лучшие времена. Многие специалисты уже называют происходящее шестым массовым вымиранием в истории жизни на Земле. На такие выводы наталкивают и результаты новой работы международной группы биологов, оценивших состояние 11 тысяч видов птиц. Их статья опубликована в журнале Annual Review of Environment and Resources.

Александр Лис (Alexander Lees) из Городского университета Манчестера вместе с коллегами из Индии, ЮАР и США проанализировали данные о размерах популяций для 11 тысяч видов птиц, перечисленных в Красной книге Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП, IUCN). Ученые обнаружили, что увеличение численности в последние годы фиксируется лишь для шести процентов видов птиц. Численность 39 процентов видов остается стабильной, а у 48 процентов – сокращается. Еще для семи процентов точный статус определить не удалось.

Основные угрозы на примере пяти редких и вымирающих видов / ©Lees et. al., 2022

Несколько лет назад Лис и его коллеги уже показали масштабы этого вымирания. Тогда в журнале Science ученые опубликовали статью, в которой подсчитали, что только за последние 50 лет птичье население Северной Америки стало меньше на три миллиарда. «Было весьма удручающе увидеть то же самое сокращение популяций и по всему миру, – говорит один из авторов новой работы Кен Розенберг (Ken Rosenberg). – Птицы довольно заметны и служат чувствительным индикатором “здоровья” окружающей среды. Их исчезновение сигнализирует о более широкой потере биоразнообразия, несущей угрозу здоровью и жизни людей».

Основные причины происходящего известны. Это, прежде всего, деятельность человека, ведущая к фрагментации и уничтожению естественной среды обитания многих видов, избыточная эксплуатация природных ресурсов, гибель лесов и исчезновение кормовой базы. «Судьба популяций птиц зависит от того, удастся ли остановить потерю и деградацию среды обитания, – говорит Александр Лис. – Нам следует лучше разобраться в том, как движение товаров влияет на биоразнообразие и постараться минимизировать давление человека на природу».