Тропические рыбки-«садоводы» одомашнили морских рачков ради удобрения — Naked Science

Тропические рыбки-«садоводы» одомашнили морских рачков ради удобрения

5.6

Ученые описали первый пример одомашнивания животных у позвоночных, помимо людей: поедающие водоросли рыбки-ласточки предоставляют кров и защиту мелким креветкам, которые за это удобряют их «сады».

©Laszlo Ilyes, Flickr

Одно из важнейших преимуществ нашего вида — приемы доместикации, позволившие одомашнить множество полезных животных и растений. Считается, что такое поведение выгодно обеим сторонам: одна получает предсказуемый источник ресурсов, другая — защиту, а зачастую и питание. Однако оно крайне редко встречается в природе, и, помимо знаменитого союза термитов и некоторых муравьев с грибками, с помощью которых они разлагают растительные волокна, известны лишь отдельные примеры.

Авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature Communications, сообщают о первом случае доместикации животного позвоночным, помимо людей. Речь идет о необычном мутуализме, развившемся между яркими рифовыми рыбами-ласточками (Stegastes diencaeus) и крошечными рачками-креветками Mysidium integrum, населяющими их подводные «сады» водорослей.

Работая у побережья Белиза, Роан Брукер (Rohan Brooker) и его коллеги обратили внимание на необычное поведение рачков, которые собираются в таких «садах» многочисленными стаями. Обычно тропические рыбки S. diencaeus защищают эти заросли с яростью, намного превосходящей их скромные (до 12 сантиметров) размеры, стараясь прогнать любого нарушителя. Во время нескольких погружений ученые убедились, что эти креветки встречаются возле рыб-ласточек куда чаще, чем поблизости от рыб других видов.

На снимках показаны все участники союза: (а) рыбки S. diencaeus, (b) участок «сада» бурых дерновых водорослей и (c) группа креветок M. integrum / ©Brooker et al., 2020

Такое поведение подтвердили и опыты в лабораторном аквариуме: запах потенциальных хищников отпугивал рачков, а запах S. diencaeus — привлекал. Запахи других рыб, не охраняющих подводные «сады», не вызывали никакой реакции. Затем авторы показали, что S. diencaeus действительно оберегает рачков, «пасущихся» среди их водорослей. Поместив креветку в прозрачный пакет, а пакет — в море, ученые продемонстрировали, что за пределами «сада» хищники атакуют ее почти моментально. Но если пакет находился на территории рыбки-ласточки, та прогоняла приближающихся хищников.

Эти рыбы растительноядные и питаются теми самыми водорослями, которые охраняют от вторжения соперников. Рачки же, по-видимому, усиливают их рост, непрерывно удобряя «почву». Авторы статьи доказали это, сравнив густоту «садов», в которых жили креветки, с «садами» без них, а также состояние самих рыбок-«садоводов». Как и ожидалось, присутствие рачков усиливало рост водорослей и положительно сказывалось на здоровье рыб. «Все это вместе позволяет предположить, что рыбы-ласточки одомашнили креветок, — резюмируют ученые. — Рыбы предоставляют безопасность, а те в обмен поставляют удобрения для их ферм».