9 сентября
2 333

Генетики определили место и время одомашнивания ослов

5.8

Доместикация диких ослов началась в Сомали за 5000 лет до нашей эры, а уже отсюда эти полезные и неприхотливые животные распространились по всей Африке и Евразии.

©Roban Kramer, Flickr

В нашей культуре ослы занимают далеко не столь почетное место, как лошади, хотя в истории они сыграли почти такую же важную роль. Тысячи лет эти животные тянули повозки и боевые колесницы, перевозили грузы и людей. Но когда и где именно произошла их доместикация, до сих пор было неизвестно. С лошадьми оказалось чуть проще: в 2021 г. большая международная группа ученых во главе с Людовиком Орландо (Ludovic Orlando) проанализировала ДНК сотен лошадиных останков, относящихся к разным историческим эпохам и разным регионам мира, показав, что одомашнивание этих животных, скорее всего, состоялось в степях Причерноморья и Прикаспия в конце II тысячелетия до нашей эры.

Их родственники ослы такого внимания не привлекают, и до недавнего времени у генетиков попросту не имелось достаточно образцов для подобной работы. Задачу усложняет и широкое распространение этих животных – как домашних, так и диких – по огромным пространствам Азии и Африки, которое создает изрядную путаницу в геноме. Лишь теперь команде Людовика Орландо удалось собрать достаточно обширный материал, содержащий данные о ДНК более чем 200 современных ослов, живущих в разных частях мира, а также ДНК из 31 останков животных, живших от 100 до 4000 лет назад. Результаты работы представлены в журнале Science.

Сопоставление этих геномов друг с другом и с ДНК диких ослов из различных регионов показало, что их доместикация началась задолго до лошадей, около 5000 лет до н.э. на востоке Африки – скорее всего, на полуострове Сомали и в Кении. По времени этот процесс совпадает с начавшимся примерно тогда же быстрым пересыханием Сахары и расширением пространства пустыни. Возможно, именно оно стимулировало одомашнивание местных диких ослов, которые отлично переносят жару и нехватку влаги, а в новых условиях оказались отличными гужевыми животными, неприхотливыми и выносливыми.

Начиная с 3000 лет до н.э. одомашненные ослы распространились по всему «черному континенту», стали использоваться в Египте и Судане. На древнегипетских изображениях того времени их можно видеть наряду с овцами и быками. Уже отсюда через Ближний Восток ослы добрались до Европы и Азии, со временем образовав генетически различные группы, далекие и довольно изолированные друг от друга.

Немалый вклад в ДНК современных ослов внесли и люди, которые занимались разведением и селекцией этих полезных животных. Так, ученые обнаружили, что останки ослов, найденные на месте древнеримской виллы на севере Франции, были гибридами африканских и европейских животных. Здесь их скрещивали, выведя особо крупную породу высотой чуть больше полутора метров. Все это привело к большой путанице в геноме ослов, разобраться в которой удалось лишь теперь.