1 февраля

«Нанохамелеоны» поставили рекорд по миниатюризации рептилий

4.5

На Мадагаскаре открыт новый вид крошечных ящериц длиной всего в пару сантиметров, даже вместе с хвостом.

©Bavarian State Collection of Zoology

Род хамелеонов Brookesia включает одних из самых мелких пресмыкающихся планеты, в том числе ящериц B. minima и B. micra длиной не более 30 миллиметров. Однако и это, оказывается, не предел: авторы новой статьи, опубликованной в журнале Scientific Reports, описали новых, еще более крошечных представителей этого рода, которых так и назвали — «нанобрукезии», Brookesia nana.

Новый вид обнаружили неподалеку от африканской прародины всех хамелеонов, на севере Мадагаскара. Пока ученым достались лишь два экземпляра уникального вида — к счастью, это были самец и самка. Она — длиной 19 миллиметров, или 29 миллиметров с учетом хвоста. Он — всего 14 миллиметров и 22 миллиметра с хвостом. Авторы статьи — Франк Глау (Frank Glaw) и его коллеги из Зоологического музея в Мюнхене (ZSM) — называют B. nana самыми миниатюрными из рептилий, а их самцов — самыми крошечными среди всех самцов позвоночных.

©EndangeReX, Timon Glaw

Прежде чем сделать такие выводы, ученым потребовалось убедиться, что они имеют дело со взрослыми особями, а не с недоросшими малышами. Для этого крошечным ящерицам сделали компьютерную томографию и обнаружили, что в теле самки созревают два яйца, а половые органы самца полностью развиты. Интересно, что миниатюризация затронула эти части не так сильно, и гемипенис занимает около 20 процентов объема тела самца. По-видимому, это требуется для нормальной копуляции с заметно более крупными самками.

Генетический анализ показал, что ближайшие родственники B. nana — миниатюрные ящерицы B. karchei, тоже живущие на Мадагаскаре. Однако образ их жизни остается совершенно неизвестным. Судя по размерам «нанобрукезий», их ареал также может быть совсем небольшим, охватывая лишь отдельную лесистую долину или ущелье. Это делает уникальный вид особенно чувствительным к любому вмешательству человека.

Власти некоторых западных стран подтвердили случаи заражения новым вариантом дельта-штамма SARS-CoV-2 — AY.4.2.