17.09.2020
10 562

Найдено подтверждение шестого массового вымирания

5.1

Считается, что массовых вымираний на Земле было пять. Международная группа ученых определила, что 233 миллиона лет назад произошло еще одно массовое вымирание животных. Благодаря ему власть на Земле захватили динозавры.

Найдено подтверждение шестого массового вымирания / ©i.ytimg.com

Исследование опубликовано в журнале Science Advances. На сегодня науке известны пять крупнейших вымираний в истории планеты (так называемая большая пятерка): ордовикско-силурийское (450-443 миллиона лет назад), девонское (372 миллиона лет назад), великое пермское (253-251 миллион лет назад), триасовое (208-200 миллионов лет назад) и мел-палеогеновое (65 миллионов лет назад). Выделяют также еще с десяток более мелких вымираний.

«Мы выявили еще одно массовое вымирание, и оно, очевидно, сыграло важную роль в обновлении жизни на суше и в океанах, положив начало современной экосистеме», — заявляет один из исследователей, сотрудник Китайского университета наук о Земле в Ухане Якопо Даль Корсо. Вымирание было названо «карнийским многолетним эпизодом». Ранее другая группа ученых, из Аргентины, определила, что более 230 миллионов лет назад климат планеты изменился — стал более жарким и влажным, что способствовало появлению новых видов динозавров.

Последние существовали и до этого, но были малочисленны. Причиной массового вымирания, по всей вероятности, стали извержения вулканов в провинции Врангеля на западе Канады. Этот эпизод называют карнийским плювиальным событием. Пик извержений, по словам ученых, пришелся на Карнийские острова. В результате многолетнего изучения геохимических признаков извержений исследователи пришли к выводу, что они оказали огромное влияние на атмосферу по всей планете.

В воздух был выброшен очень большой объем парниковых газов, из-за чего началось глобальное потепление и возросло количество осадков. Такой период длился порядка миллиона лет, что привело к значительному сокращению видов — как в океанах, так и на суше. По подсчетам ученых, исчезло около 33 процентов морских существ. Но сразу после этого новые группы животных заняли пустующие ниши. Одними из них стали динозавры, которые появились примерно за 20 миллионов лет до этих событий.

Кроме того, в описываемый выше период появились и многие современные группы растений и животных: например, некоторые черепахи, ящерицы, крокодилы, первые коралловые рифы, хвойные растения и современный планктон, а также первые млекопитающие.