24.12.2022
Анна Новиковская
1 690

Китайские ученые снизили температуру тела обезьян, воздействуя на их мозг

5.0

Для большинства приматов спячка не свойственна, однако китайским исследователям удалось снизить температуру тела макак, воздействуя на их мозг. В будущем это может обеспечить человечеству способ совершать долгие космические путешествия.

Макаки-крабоеды — тропический вид, не нуждающийся в зимней спячке / © inaturalist.org

Спячка — это особое состояние у теплокровных животных, при котором все жизненные процессы в организме замедляются, уровень метаболизма резко падает, а с ним и потребности в пище. Так, практически все летучие мыши впадают в спячку с наступлением холодного времени года, когда исчезают кормовые насекомые, а африканские ежи поступают аналогичным образом во время сезона засухи.

Для приматов спячка в целом не свойственна: до сих пор это состояние было зафиксировано только у одного вида, мадагаскарского толстохвостого лемура. Однако, если природа не идет навстречу, возможно ли искусственно вызвать спячку у наших ближайших родственников, чтобы в дальнейшем разработать аналогичные методики и для людей?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи из Шэньчжэньского института передовых технологий (Китай) заразили нейроны преоптической области гипоталамуса (этот отдел мозга отвечает за терморегуляцию внутренних органов) макаков-крабоедов вирусом, что сделало эти нейроны чувствительными к особому препарату. После того, как этот препарат ввели, у макак, как наркотизированных, так и находящихся в состоянии бодрствования, достоверно снизилась температура тела, что можно считать первым шагом на пути к спячке.

Комплексный мониторинг физиологических параметров показал, что такое снижение температуры вызывает у обезьян холодозащитное поведение: частота их сердечных сокращений увеличивается, повышается активность скелетной мускулатуры, изменяется состав крови. Это отличает их от мышей (на которых до этого проводились подобные опыты), у которых снижение температуры тела, напротив, приводит к снижению двигательной активности и частоты сердцебиения, так что механизм регуляции температуры тела приматов должен отличаться от характерного для грызунов, и добиться полноценной спячки у них может быть сложнее. Однако понижение температуры тела — лишь первый шаг к полноценной спячке, так что придется, видимо, искать способ заблокировать холодовую реакцию организма.

Тем не менее, результаты работы открывают заманчивые перспективы в медицинских и космических исследованиях, посвященных искусственному погружению человеческого организма в состояние холодного покоя. Если будущие эксперименты увенчаются успехом, в конце концов мы сможем совершать долгие космические путешествия в криосне.

Исследование опубликовано в журнале The Innovation.