24.12.2022
Анна Новиковская
6 742

Астрономы определили происхождение «пухового одеяла» на спутнике Урана

5.5

Миранда, самый маленький из спутников Урана, покрыта толстым слоем реголита, покрывающим ее наподобие пухового одеяла. Теперь пара американских астрономов смогла установить его происхождение.

Ось вращения Миранды лежит почти в плоскости орбиты самого Урана / © NASA/Johns Hopkins University APL/Carnegie Institute of Washington

Из пяти крупнейших спутников Урана Миранда — самый маленький и самый близкий к планете. Ее поверхность чрезвычайно разнообразна по рельефу — на ней есть разломы, долины, террасы и хребты, создающие сложный разноцветный рисунок, видимый даже из космоса и, вероятно, указывающие на сложный состав Миранды.

Миранда невелика, так что ее ядро должно было уже давно остыть, однако ее поверхность покрывает самый толстый слой реголита из зафиксированных в Солнечной системе. Он мог бы действовать как пуховое одеяло и сохранить возможность существования подземного океана до наших дней. Вдобавок, «одеяло» позволило бы продлить геологическую активность на Миранде, что критически важно для развития жизни.

Исследователи из Института SETI (США) изучили поверхность Миранды, особое внимание уделив ударным кратерам, оставшимся после столкновений спутника с другими небесными объектами. Они измерили соотношения глубины и диаметра кратеров, подсчитали их количество и подробно изучили крупнейший кратер, Алонсо, глубина которого — около 24 километров.

Результаты исследования определили три потенциальных источника толстого слоя реголита Миранды: ударные выбросы, плюмовые отложения и осадок из колец самого Урана. Из-за синего цвета Миранды и необычайно толстого слоя реголита ученые придерживаются последней гипотезы, что предполагает, что в начале своей истории Миранда находилась внутри области колец Урана, или же что последние были намного больше чем сегодня.

К сожалению, до сих пор только один исследовательский зонд — «Вояджер-2» — посетил систему Урана в январе 1986 года, и с тех пор не планируется никаких новых миссий по изучению самых отдаленных планет нашей Солнечной системы. Поскольку Миранда не демонстрирует никаких признаков геологической активности, нам остается лишь гадать, существует ли под ее поверхностью жидкий океан и дождутся ли его потенциальные обитатели времени, когда человечество сможет их обнаружить.

Исследование опубликовано в журнале The Planetary Science Journal.