14.12.2020
Денис Гордеев
10 267

Микропластик впервые обнаружили в плаценте человека

6.7

Накопление таких частиц в живых организмах и пищевых продуктах — одна из главных экологических проблем современного мира.

Микропластик
Микропластик / AVADA International

Итальянские ученые впервые обнаружили частицы микропластика в плаценте — причем как в материнских тканях, так и со стороны плода. Ранее этот вид пластикового загрязнения выявляли лишь в желудочно-кишечном тракте человека. Статья об этом тревожном открытии опубликована в издании Environment International.

Микропластик — частицы пластика размером не более пяти миллиметров. Он образуется в результате разложения более крупных пластиковых отходов, но иногда производится в таком виде сразу. Накопление подобных частиц в живых организмах и пищевых продуктах — одна из главных экологических проблем современного мира. Эти гранулы воспринимаются организмом как чужеродные и могут вызвать аллергические или воспалительные реакции.

Группа исследователей из Италии под руководством Алессандро Свелато решила проверить, может ли микропластик попадать в плаценту и накапливаться в этом органе. Для проведения исследования отобрали шесть здоровых женщин, согласившихся предоставить свои биоматериалы для изучения.

Для чистоты эксперимента процесс родов у испытуемых проходил таким образом, чтобы свести к минимуму их контакт с какими-либо видами пластика. Так, акушеры пользовались хлопковыми перчатками, а пуповину разрезали металлическими, а не пластиковыми ножницами.

Частицы микропластика и спектры их излучения / Svelato, Ragusa et al., Environment International, 2020

Сразу после родов и отделения плацент эти органы разрезали на мелкие кусочки и делили на три части (ткани со стороны ребенка, ткани роженицы и непосредственно околоплодная оболочка). Образцы биоматериалов ученые исследовали с помощью рамановской микроспектроскопии — метода, который позволяет определить молекулярный состав вещества по спектру его излучения под воздействием лазерных лучей.

Микрогранулы пластика нашли в четырех из шести изученных плацент, притом во всех их частях — как материнских, так и детских. Всего обнаружили 12 частиц, три из которых оказались полипропиленом, а от остальных удалось определить лишь сопутствующие красители-пигменты.

Таким образом, выяснилось, что микропластик способен достичь тканей плаценты на всех уровнях. Примечательно, что специалисты анализировали небольшие порции плаценты — в среднем 23 грамма при общем весе органа около 600 граммов. Это позволяет предположить, что количество частиц во всей плаценте намного выше.

Ранее ученые подсчитали, сколько частиц микропластика попадает в организм ребенка из бутылочек для кормления и сумели создать «пластиковое золото».