Каракатицы оказались способны пройти подобие «зефирного теста»
5 февраля
Полина Гершберг

Каракатицы оказались способны пройти подобие «зефирного теста»

5.1

Головоногие моллюски продемонстрировали свой интеллект — и выдержку, доступную не каждому представителю человечества.

Каракатица: непохожа на человека и способна разумно управлять своими действиями.
Каракатица: непохожа на человека и способна разумно управлять своими действиями /© asianscientist.com

Ученые выяснили, что каракатицы, уверенные в том, что в определенное время получат свою любимую еду, способны отказаться от менее вкусных вариантов, предложенных им раньше, — даже будучи голодными. Статью об этом исследователи опубликовали в журнале Biology Letters.

Головоногие моллюски регулярно демонстрируют свой незаурядный ум, однако подобные эксперименты раньше не проходили. Не потому что не могли, а потому что нерасторопные ученые им раньше этого не предлагали. Известный «зефирный тест», где нужно отказаться от поедания сластей, чтобы через небольшой промежуток времени получить больше, способен пройти не каждый ребенок — тем солиднее выглядят на этом фоне каракатицы.

Авторы работы протестировали способности 29 обычных европейских каракатиц (Sepia officinalis). Для начала за пять дней ученые определили любимое блюдо этих животных из двух предлагаемых одновременно (крабов и креветок). Все каракатицы оказались любителями креветок.

После этого каракатиц разделили на две группы. Обеим группам на завтрак давали только крабов. При этом первой группе на ужин ежедневно предлагали исключительно креветок, а второй — крабов или креветок случайным образом (выбор делался с помощью генератора случайных чисел).

Каракатицы из первой группы быстро адаптировались к новым правилам игры. Они ели все меньше крабов утром, демонстрируя вечером отменный аппетит в отношении любимых креветок. Каракатицы из второй группы не уменьшали потребление крабов. Затем группы поменяли местами и повторили эксперимент. Результат был такой же: животные из группы, которой предложили твердые «правила игры», предпочитали поститься в ожидании лакомства. Каракатицы из другой группы, в свою очередь, быстро адаптировались к тому, что исследователи демонстрировали им свою ветреность, и плотно завтракали, не надеясь на вечерние удовольствия.

Подобная способность к запоминанию, сопоставлению причины и следствия, удерживанию всей логической цепочки в течение длительного (по меркам каракатицы) периода времени и такой уровень самоконтроля еще раз свидетельствуют о поразительном развитии интеллекта головоногих. На аналогичные способности маленьких детей сильно влияет время, проходящее между отказом от угощения и вознаграждением, даже гораздо меньшее по сравнению с тем, с которым приходилось столкнуться каракатицам. Из других позвоночных подобные когнитивные возможности демонстрируют немногие наиболее развитые: например, вороны, собаки и некоторые обезьяны.

Головоногие эволюционно разошлись с нами невероятно давно — более полумиллиарда лет назад. Их интеллект, как и все системы, развивался самостоятельным путем, и его изучение способно рассказать нам о максимально далеком от нас внутреннем мире этих существ. По сути, то, что кажется нам абсолютными аналогами наших способностей, может быть следствием каких-то совершенно особых, неизученных и еще непознанных человеком внутренних механизмов. Кроме того, лучшее знание эволюции когнитивных способностей этих далеких от людей животных может помочь с пониманием эволюции интеллекта вообще, в том числе у человека, — и эти знания можно будет использовать для решения более приземленных проблем поведения и познания.

25 февраля