Головоногие прошли «зефирный эксперимент» — Naked Science
3 марта

Головоногие прошли «зефирный эксперимент»

4.8

Новая адаптация «зефирного теста» для каракатиц показала, что они способны к самоконтролю и могут отказаться от немедленного вознаграждения, дожидаясь более ценного лакомства.

Каракатица Sepia officinalis в аквариуме Лиссабона
Каракатица Sepia officinalis в аквариуме Лиссабона / ©Richard James, Flickr

Один из самых известных психологических тестов — стэнфордский «зефирный эксперимент» — позволяет оценивать самоконтроль у детей, их способность отложить получение небольшого, но немедленного вознаграждения и терпеливо дождаться более весомой награды. Простота теста позволяет сравнительно легко адаптировать его для экспериментов с животными: показано, что с ним справляются приматы, собаки и новокаледонские вороны.

В 2020 году некоторое подобие «зефирного теста» прошли каракатицы. Они действительно стали воздерживаться от крабового мяса на завтрак, если знали, что взамен получат на ужин главное лакомство — креветок. Однако сами авторы той работы — кембриджские биологи во главе с Александрой Шнелль (Alexandra Schnell) — отмечают, что такая реакция может быть не столько результатом самоконтроля, сколько адаптацией поведения к новым условиям доступности пищи.

Поэтому та же команда спроектировала и провела новые, более аккуратные «зефирные тесты» для головоногих. Их результаты представлены в статье, готовящейся к выходу в свежем номере журнала Proceedings of the Royal Society B. Коротко о них рассказывается в пресс-релизе Морской биологической лаборатории (MBL) в Вудс-Хоул, на базе которой проводили эксперименты.

Одна из каракатиц Sepia officinalis в лаборатории MBL / ©Grass Foundation

Каракатиц Sepia officinalis помещали в аквариум, в котором устроили два дополнительных отсека, отделенные от основного прозрачными перегородками. Моллюски могли видеть, что в одном находится кусочек мяса креветки, а во втором — живая креветка, куда более привлекательная. Кроме того, на каждой перегородке был изображен простой геометрический символ, и животные заранее обучались их распознавать. Круг означал, что дверь откроется моментально, треугольник — с задержкой до пары минут, квадрат — что перегородка неподвижна и останется закрытой.

Александра Шнелль и экспериментальные аквариумы / ©Grass Foundation

Во время тестов менее лакомую награду помещали за дверцу с кругом, а живую креветку — с треугольником. Но если каракатица хватала первую попавшуюся добычу, креветка тут же удалялась из аквариума. Эксперименты провели на шести животных — и все они продемонстрировали способность терпеливо дождаться «главного» вознаграждения. В контрольных экспериментах, когда живая креветка постоянно оставалась недоступной за дверцей с квадратом, каракатицы, не раздумывая, съедали первую попавшуюся добычу.

Каракатицы продемонстрировали способность дожидаться более ценной награды с задержкой до 150 секунд, что, по словам Александры Шнелль, сравнимо с результатами, ранее полученными для приматов и воронов. Любопытны и другие наблюдения. Ученые сравнили способности тех же шести каракатиц к обучению. Им демонстрировали два символа, выбор одного из которых приносил награду, а второго — нет. А когда животные «разобрались» с этой зависимостью, поменяли значения обоих символов. Оказалось, чем быстрее каракатица может обучаться и переучиваться, тем дольше она выдерживает в «зефирном эксперименте».