8 сентября
Анна Новиковская

Самки колибри маскируются под самцов, чтобы избегать агрессии

3.5

У колибри-якобинов самцы — настоящие «хулиганы»: они ведут себя агрессивно по отношению к самкам, отгоняя их от мест кормления, поэтому птицам женского пола приходится постоянно прятаться и стараться не попадаться «кавалерам» на глаза. Однако примерно пятая часть самок избрала другую стратегию: вместо того чтобы по достижении половой зрелости приобретать тусклую зеленую окраску, характерную для их пола, они сохраняют яркое сине-белое оперение, маскируясь под самцов.

Самка колибри-якобина, маскирующаяся под самца / © phys.org

Колибри-якобины (Florisuga mellivora) — довольно крупный вид колибри, распространенный в Южной Америке. Самцы этого вида отличаются агрессивным поведением: они защищают свою территорию, отгоняя соперников от источников пищи, при этом больше всего достается не другим самцам, а самкам.

Причина такой «несправедливости» — размеры и физиологические особенности: самки якобинов меньше самцов и хуже летают, поэтому чаще становятся «грушами для битья». Большинство самок в такой ситуации могут лишь скрываться, однако примерно одна из пяти колибри выбирает другую стратегию: они маскируются под самцов.

Дело в том, что у молодых колибри обоих полов окрас яркий и напоминает расцветку самца, а вот у взрослых самок оперение становится тусклее, в зеленых и белых тонах. Самки-маскировщицы, достигая зрелости, приобретают яркую сине-белую окраску самца, хотя ни по размерам тела, ни по силе взмахов крыльями они не превосходят своих обычных товарок.

Не отличаются такие самки и по поведению: если самцы обычно держатся в пределах определенного участка, посещая немногочисленные места кормления, самки обоих типов раскраски ведут себя более свободно и облетают обширную территорию, собирая нектар со множества цветов.

Иными словами, странная расцветка этих 20 процентов самок, похоже, не связана с повышенным уровнем тестостерона или сбоем в генах, как первичный гирсутизм у людей. Самки не «превращаются» в самцов (тогда бы и их поведение менялось), а именно что «притворяются» ими — то есть налицо еще один пример внутривидовой мимикрии у животных, когда представители одного пола маскируются под представителей другого.

Типичная расцветка самки (слева) и самца (справа) колибри-якобина / © phys.org

Теперь исследователи собираются изучить генетическую основу такой мимикрии, сравнив самок с «нормальным» и «мужским» оперением, чтобы определить, как возник этот обман.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.