Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
13 октября
15 735

Кошки против собак: ученые выяснили, смогут ли динго решить проблему инвазивных хищников в Австралии

По просторам Австралии бродит больше инвазивных хищников, чем где-либо еще на Земле, и это привело к небывалому вымиранию местных видов животных. Ранее ученые полагали, что присутствие динго, высших австралийских хищников, поможет сдерживать активность рыжих лис и одичавших домашних кошек. Однако теперь у них появились сомнения.

На этот раз динго удалось поймать кошку себе на обед, но едва ли это войдет у него в привычку / © sportingshooter.com.au

С момента прибытия европейцев в Австралию в 1788 году этот континент пережил самое масштабное вымирание видов по вине человека: исчезли уже 33 вида млекопитающих, девять видов птиц и три вида рептилий.

Среди основных причин — разрушение среды обитания из-за расчистки земель и выпаса скота, изменение режима лесных пожаров и появление новых инвазивных видов хищников, самые страшные из которых — рыжая лисица и одичавшая домашняя кошка.

Ранее ученые полагали, что присутствие динго, высшего хищника Австралии, может сдерживать рост популяции лисиц и кошек, но теперь группа местных исследователей под руководством Патриции Флеминг из Института Гарри Батлера подробно изучила рацион динго, одичавших кошек и рыжих лисиц в Австралии, чтобы установить подлинную природу их взаимоотношений.

Объединив данные 157 исследований рационов этих хищников (всего — более 70 лет исследований и свыше ста тысяч образцов), ученые проанализировали их различия и совпадения. Оказалось, у кошек и динго рационы почти не перекрываются: первые охотятся на птиц, рептилий и мелких млекопитающих, а вторые предпочитают млекопитающих среднего и крупного размера. Так что существенного давления динго на кошек можно не ожидать.

С другой стороны, у лисиц рацион перекрывается как с кошками, так и с динго, но эти легко адаптирующиеся хищники могут менять диету в зависимости от степени конкуренции с более крупными хищниками. Выходит, и на присутствие лисиц динго не должны сильно повлиять.

Эта лисица, попавшая в объектив фотоловушки, поймала на обед ехидну / © wheatbeltnrm.org.au

Таким образом, подчеркивают ученые, реинтродукция динго не решит проблему инвазивных хищников в Австралии, поскольку все три вида могут вполне мирно уживаться на одной территории, разделяя свои рационы. Похоже, справляться с ввезенными человеком хищниками, представляющими смертельную угрозу для местных видов, людям придется своими силами.

Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.