Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
13 октября
11 563

Вымирающие пингвины бросают свои яйца ради выживания вида

4.5

У больших хохлатых пингвинов, чья численность и без того постоянно снижается, есть странная привычка: отложить первое яйцо, бросить его на произвол судьбы и высиживать только второе, появляющееся через несколько дней. Теперь ученые наконец-то поняли, зачем птицы это делают.

Пара больших хохлатых пингвинов на скалах / © sciencelearn.org.nz

Из всех видов пингвинов ученые меньше всего знают о больших хохлатых (Eudyptes sclateri) — вероятно, потому, что эти птицы размножаются только на островах Антиподов и островах Баунти к юго-востоку от Новой Зеландии. Несмотря на удаленность от цивилизации, за вторую половину XX века численность этих птиц сократилась примерно наполовину, и сегодня большие хохлатые пингвины внесены в список вымирающих видов.

Еще в 1998 году ученые посетили места гнездования пингвинов, где собрали уникальные данные об их репродуктивном поведении. В числе необычных особенностей их воспроизводства была странная привычка избавляться от одного из двух яиц, откладываемых самкой за сезон размножения. Иногда первое отложенное яйцо просто выкатывалось из гнезда, порой разбивалось и съедалось, а чаще всего вовсе не насиживалось и погибало от холода. Из второго яйца, откладываемого примерно через пять дней, почти всегда вылуплялся птенец.

Хотя для всех хохлатых пингвинов характерны кладки из двух яиц, ученые предполагают, что большие хохлатые пингвины сокращают число яиц в кладке, чтобы в условиях дефицита кормовых ресурсов обеспечить выживание самого перспективного птенца. Дело в том, что первое яйцо формируется в организме самки, когда та еще находится в море, направляясь к местам гнездования, поэтому оно сравнительно небольшое. Второе яйцо образуется уже на суше, и оно значительно крупнее, так что у вылупившегося из него птенца больше шансов на выживание.

Странное поведение пингвинов сопровождается столь же необычными изменениями в гормональном фоне: анализ взятых у этих птиц образцов крови показал, что во время откладки яиц уровень «мужского» тестостерона у самки почти такой же, как у самца, однако он снижается у самок и растет у самцов во время инкубации кладки. Вероятно, первоначально высокий уровень тестостерона нужен паре, чтобы отбить гнездовой участок у других пингвинов, тогда как в дальнейшем его защита почти целиком ложится на плечи самца, пока самка насиживает яйцо.

Разница в размерах между первым и вторым яйцом в кладке / © lloyddavis.com

Авторы работы подчеркивают, что этот малоизученный вид (ведь самые «свежие» данные о его поведении получили четверть века назад) все еще нуждается в исследовании. Изменения климата негативно влияют на популяцию пингвинов: участившиеся шторма и вызываемые ими оползни уничтожают целые участки колоний. Поэтому, если срочно не предпринять меры по их сохранению, в конце концов выживание больших хохлатых пингвинов может оказаться под угрозой.

Исследование опубликовано в журнале PLOS One.