Анна Новиковская
29 154

Ученые выяснили, что растения «кричат» не тише разговаривающих людей

7.0

Обычно мы считаем растения молчаливыми созданиями, но израильские ученые утверждают, что при стрессе эти существа издают высокочастотные «крики», сравнимые по громкости с обычным человеческим разговором.

Эксперименты проводили на растениях томата и табака / © Ohad Lewin-Epstein / Автор: Михаил Григорьев

Ранее ученые выяснили, что растения могут издавать звуки. Но исследователи из Тель-Авивского университета (Израиль) пошли дальше и узнали, что эти звуки распространяются по воздуху на солидное расстояние — до одного метра — и теоретически позволяют растениям общаться с другими организмами в своей экосистеме. Частота «криков» слишком высока, чтобы их могло уловить человеческое ухо, однако другие животные и растения их наверняка слышат.

В эксперименте растения томата и табака подвергались стрессовым воздействиям сначала в звукоизолированной камере, а затем в теплице. Стрессовое воздействие оказывалось двумя способами: растения либо не поливали длительное время, либо обрезали им стебли. Собрав достаточно данных, ученые даже смогли обучить компьютер различать звуки, издаваемые контрольным растением, засыхающим и обрезанным.

Оказалось, растения, подвергаемые стрессовым воздействиям, кричат чаще, чем обычные, издавая до полусотни похожих на резкие хлопки звуков в час. При этом звуки различались: обученный компьютер смог безошибочно отличать растения табака от растений томата, а также растения, подвергшиеся обрезке, от страдающих от недостатка воды.

Точный механизм, с помощью которого растения издают звуки, пока не ясен. Ученые предполагают, что одним из способов «кричать» могут быть образование и разрыв пузырьков воздуха в сосудистых тканях растения (этот процесс называется кавитацией). Также до сих пор не доказано, что растения производят эти звуки для общения с другими организмами. Но тот факт, что они в принципе способны «кричать», означает более тонкое и сложное взаимодействие между растениями и окружающими их организмами.

Видео с официального сайта Тель-Авивского университета; на 1:34 можно услышать звуки, издаваемые растениями

Если же другие растения могут воспринимать звуки, издаваемые соседями, это означает для них возможность подготовиться к потенциальному стрессу (например, приближающемуся травоядному животному) до того, как им начнут обдирать ветки. Как заключают ученые в исследовании, опубликованном в журнале Cell, еще предстоит выяснить, какие организмы реагируют на звуки растений и как они это делают.