9 августа
Анна Новиковская

Ученые поняли, как клетки кровеносных сосудов превращаются в стволовые клетки крови

3.5

У эмбрионов млекопитающих можно наблюдать загадочный процесс превращения клеток, выстилающих кровеносные сосуды, в стволовые клетки крови, однако никто не знал, как же он регулируется. Благодаря новой работе, опубликованной коллективом австралийских ученых, мы узнали ответ.

Все клетки крови нашего организма берут начало от стволовых клеток, тогда как те могут образоваться даже из клеток сосудов / © technologynetworks.com

Вообразите на мгновение, что однажды человеку, нуждающемуся в большом количестве донорской крови, не придется ждать, пока доброволец с подходящей группой и резус-фактором придет в центр переливания крови. Вместо этого врачи просто возьмут образец клеток, выстилающих кровеносные сосуды пациента, и сами смогут получить сколько угодно идеально подходящих ему кровяных клеток.

Конечно, до того, как подобное чудо можно будет увидеть в больницах, еще далеко, но первый шаг уже сделали ученые из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия), которые смогли идентифицировать загадочные клетки, влияющие на процесс превращения клеток кровеносных сосудов в стволовые клетки крови.

Ранее уже было известно, что у эмбрионов млекопитающих есть так называемый гемогенный эндотелий, который при особых условиях способен преобразовываться в стволовые клетки крови. Однако долгое время ученые не знали, каким образом регулируется этот процесс.

Теперь у них появился ответ: изучив кроветворные процессы в эмбрионах мышей, исследователи идентифицировали клетки, находящиеся под аортой, которые назвали «стромальными клетками PDGFRA+, происходящими из мезодермы»: именно они могут превращать взрослые эндотелиальные клетки в стволовые клетки крови.

Хотя потребуются дополнительные исследования, прежде чем этот процесс можно будет воспроизвести в лабораторных условиях и применить в клинической практике, открытие может стать важным шагом в регенеративной медицине и спасти немало человеческих жизней.

Исследование опубликовано в журнале Nature Cell Biology.