Какие профессии востребованы сегодня?
2 июня

Стремительное дряхление связали с нарушением роста новых клеток крови

5.1

Белые и красные кровяные тельца у пожилых людей производятся совсем небольшой группой стволовых клеток: после 65 лет их разнообразие резко падает, ускоряя старение всего организма.

©Riccardo Maria Mantero, Flickr

Немало людей сохраняют здоровье и активность даже после 60 лет. Однако с переходом к следующему десятку таких становится резко меньше: в этом возрасте тело стремительно дряхлеет. Недавние исследования показывают, что такие изменения могут быть связаны с катастрофическим нарушением гемопоэза — выработки новых клеток крови, которое происходит в преклонном возрасте. Возможно, нечто аналогичное случается и с другими органами и системами, предполагают авторы новой статьи, опубликованной в журнале Nature.

Международная команда ученых работала во главе с Питером Кэмпбеллом (Peter Campbell) из Кембриджского института стволовых клеток. Биологи исследовали образцы крови, забранные у представителей разных возрастных групп — от младенцев до 80-летних. Скрининг содержащихся в них эритроцитов и лейкоцитов показал, что на протяжении большей части жизни они представляют широкий спектр популяций, которые порождаются множеством — от 20 тысяч до 200 тысяч — стволовых клеток, действующих в костном мозге.

Однако после примерно 65-летнего возраста с ними происходит нечто неожиданное, и в популяциях начинают доминировать потомки небольшого числа стволовых клеток. Около половины красных и белых кровяных телец у людей в последний период жизни производятся лишь парой десятков линий стволовых клеток. Разнообразие клеточного населения крови падает катастрофически.

Ученые связывают это с возникновением мутаций, которое происходит на протяжении всей жизни, в том числе в стволовых клетках. Большинство этих мутаций нейтральны и ни на что не влияют, однако изредка способны возникать и такие, которые позволяют стволовой клетке развиваться и делиться слегка быстрее остальных. Поначалу это почти незаметно: лишь со временем разница накапливается, и такие клетки начинают доминировать в производстве крови. А однообразие клеточных популяций ведет к снижению их «качества» и развитию множества заболеваний.

Возможно, в старческом возрасте подобные процессы происходят не только крови. Питер Кэмпбелл и его коллеги предполагают, что аналогичным образом деградируют популяции клеток в других органах и тканях — от кожи до печени. Ученые намерены проверить это в будущих экспериментах, а пока напоминают, что многие вредные привычки и нездоровый образ жизни способствуют ускоренному накоплению мутаций и тем самым — преждевременному дряхлению.