11.07.2019
16 983

Антропологи нашли древнейшие останки сапиенсов за пределами Африки

Обнаруженные в Греции фрагменты черепа возрастом 200 тысяч лет относятся ко времени первой, еще неудачной попытки Homo sapiens закрепиться в Евразии.

cherep0

Еще около 40 лет назад в пещере Апидима (Apidima) на западном побережье Греции были найдены останки костей задней части черепа. Их новый анализ провела команда исследователей из Греции и Германии. Ученые датировали окаменелость возрастом более 200 тысяч лет: образец оказался древнейшей находкой людей нашего вида за пределами Африки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature.

В 1970-х раскопки в Апидиме, под нынешним Ареополисом, обнаружили частичные останки, которые могли принадлежать шести-восьми людям эпохи плейстоцена. Образец Apidima 2 удалось определить как фрагменты черепа неандертальца и датировать возрастом 170 тысяч лет. Образец Apidima 1 тщательному изучению не подвергался и также считался неандертальским, не привлекая особого внимания антропологов. Однако теперь ученые использовали компьютерную томографию и из фрагментов реконструировали 3D-модель задней части черепа. Она оказалась закруглена, что характерно для представителей H. sapiens, а никак не для неандертальцев с их вытянутыми — в сравнении с нашими — черепными коробками.

Окаменелости Apidima 2 (вверху) и 1 (внизу). Масштабная линия соответствует 5 см / ©Harvati et al., 2019

Заинтересовавшись, Катерина Харвати (Katerina Harvati) и ее коллеги провели датирование образца уран-свинцовым методом, определив его возраст в 210 тысяч лет. Напомним, не так давно древнейшими останками людей за пределами Африки были названы образцы возрастом около 170 тысяч лет, найденные в Израиле. Вместе с тем генетические данные указывают, что первый выход наших предков в Евразию состоялся еще 220 тысяч лет назад. Так что греческая находка полностью укладывается в современные представления о древних миграциях сапиенсов.

Реконструкции Apidima 1 и 2, наложенные друг на друга для сравнения. Видны различия в форме задней части черепа / ©Harvati et al., 2019

По-видимому, Apidima 1 относится к периоду первой попытки сапиенсов закрепиться в Евразии — попытки не слишком удачной, после которой здесь снова воцарились неандертальцы. От той волны сохранились лишь каменные орудия и кости, поверх которых обнаруживаются лишь неандертальские останки. Следующая попытка состоялась 50-70 тысяч лет назад, а чем она завершилась — мы видим сегодня.