Впервые подтверждено столкновение черной дыры с нейтронной звездой — Naked Science

Впервые подтверждено столкновение черной дыры с нейтронной звездой

4.5

Ученые обнаружили даже не одно, а два таких явления, произошедших в январе 2020 года с разницей всего в 10 дней. Эти события вызвали в космосе всплески, которые «запустили» гравитационные волны. И в каждом случае нейтронная звезда была, вероятно, полностью поглощена черной дырой.

Впервые подтверждено столкновение черной дыры с нейтронной звездой / ©Getty images

Работа опубликована в The Astrophysical Journal Letters. Гравитационные волны — нарушения кривизны пространства-времени, создаваемые движущимися массивными объектами. А черные дыры и нейтронные звезды считаются остатками массивных звезд.

Гравитационные волны были обнаружены обсерваторией LIGO с лазерным интерферометром Национального научного фонда (NSF) в США и детектором Virgo в Италии. Первое слияние зафиксировали 5 января 2020 года. В нем участвовали черная дыра, примерно в девять раз превышающая Солнце по массе, и нейтронная звезда с массой в 1,9 от солнечной. Второе слияние выявили 15 января того же года — с черной дырой массой шесть солнечных масс и нейтронной звездой в полторы солнечные массы.

Эти события можно назвать беспрецедентными, так как астрономы долгое время искали нейтронные звезды вокруг черных дыр в Млечном Пути, но не находили. Слияния, о которых идет речь, обнаружили за пределами нашей Галактики.

«Таким образом, мы нашли недостающий тип двойной системы. И, наконец, можем понимать, сколько таких систем существует, как часто они сливаются и почему мы еще не видели такие примеры в нашем родном Млечном Пути», — сказал исследователь из Обсерватории Лазурного берега в Ницце Астрид Ламбертс.

Первое событие, как показывают измерения, произошло в 900 миллионах световых лет от нас, а вот точное его местоположение на небе остается неопределенным, поскольку находится в области, в 34 тысячи раз превышающей размер Луны. Второе слияние, по мнению исследователей, находится примерно в одном миллиарде световых лет от Земли, а размер области на небосводе, где оно случилось, в три тысячи раз больше нашего спутника.