В центре галактики NGC 6240 нашлась третья сверхмассивная черная дыра — Naked Science

В центре галактики NGC 6240 нашлась третья сверхмассивная черная дыра

Одна из сверхмассивных черных дыр, сливающихся в центре галактики NGC 6240, оказалась системой из двух дыр, расположенных рекордно близко друг к другу.

©NASA, ESA, Hubble Heritage, STScI/AURA, A. Evans

Огромная ультраяркая галактика NGC 6240 находится от нас в 300 миллионах световых лет. Еще в 1980-х было показано, что она является продуктом слияния двух систем поменьше и содержит сразу две сверхмассивные черные дыры в своем активном центре. Однако Вольфрам Колачны (Wolfram Kollatschny) и его коллеги из Геттингенского университета обнаружили, что одна из этих черных дыр, в свою очередь, является двойной системой — таким образом, NGC 6240 включает сразу три сверхмассивные черные дыры. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Для наблюдений использовался спектрограф MUSE, установленный на работающем в Чили европейском телескопе VLT. Были получены снимки центра NGC 6240 с высоким разрешением, на которых ученые различили три инфракрасных источника: аккрецирующие диски материи, падающей в недра трех черных дыр. Одна из них не проявляет высокой активности, поглощая довольно умеренные количества вещества, поэтому до сих пор оставалась незамеченной астрономами. Теперь, помимо «северной» дыры N с массой около 360 миллионов масс Солнца, в NGC 6240 известны две «южные» — S1 массой в 710 миллионов солнц и S2, набирающая «всего лишь» 90 миллионов солнц. Для сравнения, сверхмассивная черная дыра в центре нашей Галактики имеет массу около 4,3 миллиона солнечных масс.

Новые снимки позволили различить в галактике NGC 6240 «северную» (N) сверхмассивную черную дыру и две «южных» (S). Зеленым на схеме показано распределение газа, красные линии соответствуют расположению звезд. Масштабная полоса — 1000 световых лет / ©NASA, ESA, Hubble Heritage, STScI/AURA, A. Evans

Все эти великаны умещаются на пространстве поперечником менее 1000 парсек (3200 световых лет), сближаясь друг с другом медленной спиралью. N отделяет от «южных» соседей 900 парсек, а S1 от S2 — 198 парсек (645 световых лет). Пара S1 и S2 делает полный оборот по своей орбите за четыре-пять миллиона лет. «Такая плотная система трех сверхмассивных черных дыр до сих пор не наблюдалась нигде во Вселенной, — говорят авторы находки. — Этот пример показывает одновременное слияние трех галактик и их центральных черных дыр». В самом деле, схожая тройная система была открыта не так давно, в галактике SDSS J084905.51+111447.2, однако там черные дыры отделяют на порядок более далекие расстояния. Похоже, NGC 6240 находится на более поздних стадиях слияния.

Резкие падения систолического артериального давления при смене положения тела определенным образом связаны с нейродегенеративными процессами.