Впервые обнаружена галактика с яркостью как у квазара — Naked Science
29.09.2020
Мария Кривоченко

Впервые обнаружена галактика с яркостью как у квазара

3.2

Объект под названием BOSS-EUVLG1 ученые сначала определили как квазар, но при дальнейшем изучении стало понятно, что это галактика. Квазары, которые находятся в центре активных молодых галактик, считаются одними из самых ярких объектов во Вселенной. Галактику, сопоставимую с ними по яркости, зарегистрировали впервые. Свои выводы ученые из Канарского института астрофизики подтвердили с помощью данных Большого Канарского телескопа и радиотелескопов ALMA.

BOSS-EUVLG1 /
BOSS-EUVLG1 / ©DESI Legacy Imaging Surveys/Gabriel Pérez Díaz, SMM (IAC)

BOSS-EUVLG1 в 30 раз меньше Млечного Пути, но звездообразование здесь происходит гораздо интенсивнее: около тысячи солнечных масс в год. Такая скорость звездообразования, по словам авторов статьи, сравнима только с самыми яркими известными инфракрасными галактиками. В то же время в исследуемой галактике практически нет пыли, что позволяет ученым успешно наблюдать ее ультрафиолетовое свечение.

«Исследование показало, что высокая светимость BOSS-EUVLG1 обусловлена большим количеством молодых массивных звезд в галактике. Именно эта высокая светимость, сильно превосходящая яркость других галактик, заставила нас сначала идентифицировать этот объект как квазар. Однако в квазарах высокая светимость обусловлена активностью в их ядрах сверхмассивных черных дыр, а не звездообразованием», — говорится в пресс-релизе Канарского института астрофизики.

Галактика расположена в созвездии Девы (второе по величине), а в ее центре находится спящая сверхмассивная черная дыра. В будущем BOSS-EUVLG1 может стать полноценной массивной галактикой, а сейчас мы, смотря в прошлое, видим ее начальное формирование: красное смещение галактики со значением 2,47 говорит о том, что мы наблюдаем BOSS-EUVLG1, когда нашей Вселенной было всего около двух миллиардов лет. Ученые предполагают, что в дальнейшем в этой галактике будет появляться все больше пыли, а период такой чистой светимости, которая наблюдается сейчас, продлится лишь несколько сотен миллионов лет.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society Letters. Ознакомиться с полным текстом работы можно здесь.