7 июля
16 228

В центре нашей Галактики нашли гиперскоростную звезду

3.6

Бело-голубой карлик S4716 вращается вокруг сверхмассивной черной дыры Sgr A*, развивая скорость до восьми тысяч километров в секунду.

Центр Млечного Пути, снятый на радиообсерватории MeerKAT
Центр Млечного Пути, снятый на радиообсерватории MeerKAT / © MeerKAT

Европейские астрономы открыли новую звезду в скоплении, окружающем сверхмассивную черную дыру в центре Млечного Пути. S4716 движется на огромной скорости и экстремально близко к ней, делая полный оборот всего за четыре года. Об этом ученые пишут в новой статье, опубликованной в The Astrophysical Journal.

Центр нашей Галактики — пожалуй, самая бурная ее часть. Там находится сверхмассивная дыра Sgr A* примерно в четыре миллиона раз тяжелее Солнца, окруженная дырами поменьше, облаками газа и звездами, которые вращаются вокруг нее. В скоплении Sgr A* (S-скоплении) известны десятки звезд, самая изученная из которых — S2, довольно яркая и расположенная особенно удачно для наблюдений. Однако она же затрудняет наблюдения некоторых соседних звезд, позволяя заметить их лишь в те короткие моменты, пока сама S2 проходит в относительном отдалении от черной дыры.

Снимок центра Галактики: крестиком отмечена Sgr A*, цветами показаны орбиты некоторых звезд. Светло-зеленая траектория S4716 проходит к черной дыре ближе всех / ©Peissker et al., 2022

Этим воспользовались Флориан Пейсскер (Florian Peissker) и его коллеги из Кельнского университета. Работая в Обсерватории Кека и ESO, они различили новую звезду S4716, орбита которой проходит ближе к сверхмассивной черной дыре, чем у всех других в скоплении. Двигаясь по ней, S4716 то удаляется от дыры на расстояние до 702 астрономических единиц (средняя величина дистанции от Земли до Солнца), то приближается к ней на расстояние до 98 астрономических единиц — лишь вдесятеро дальше, чем от Солнца до Сатурна.

Полный оборот по этой сильно вытянутой орбите занимает всего четыре наших года. S4716 развивает огромную скорость, до восьми тысяч километров в секунду. Это сравнимо с рекордсменом среди известных звезд Млечного Пути — гиперскоростной звездой US 708, которая набирает скорость до 12 тысяч километров в секунду. При этом US 708 находится далеко на периферии галактики, а S4716 остается на стабильной орбите вокруг самого ее центра. Сама звезда относится к спектральному классу В: это бело-голубой карлик с массой и светимостью в несколько раз больше, чем у Солнца.

«Короткопериодическая, компактная орбита S4716 крайне необычна, — замечают авторы работы. — Звездам не так легко сформироваться в подобной близости от черной дыры. S4716 должна была сдвинуться к центру извне, например, под влиянием других звезд и объектов S-скопления, которое привело к сильному уменьшению ее орбиты».